Пост почитания Рема Колхаса

17 ноября 1944 года родился один из главных архитекторов современности – Рем Колхас. В честь этого мы вспоминаем, почему Колхас так важен для нас, и публикуем подборку его главных проектов.

Карьера голландского архитектора началась в 70-е годы, но, как ни странно, не с блестящих архитектурных проектов. В начале творческого пути Рем Колхас занимался журналистикой и писал сценарии. Кроме того, он написал несколько блестящих теоретических работ по архитектуре и урбанистике, в том числе – "Нью-Йорк вне себя", изданную в 1978 году.  

Колхас получил архитектурное образование в школе Архитектурной ассоциации в Лондоне, куда он перебрался из Амстердама, оставив журналистскую работу для Haagse Post. Затем он продолжил обучение в Нью-Йорке и в 1975 году создал свое бюро – OMA, которое стало широко известно только к 90-м годам. В 1978 году бюро переехало в Роттердам, где по сей день находится один из основных офисов. Другие филиалы расположены в Нью-Йорке, Пекине, Гонконге, Дохе, Дубае и Перте. Помимо архитектурной практики Рем Колхас также возглавляет AMO – ответвление от OMA, занимающееся исследованиями и дизайном. Именно они уже который год подряд устраивают показы Prada и Miu Miu в невероятных архитектурных декорациях. 

От момента создания бюро до прихода популярности Колхаса прошло 20 лет. В начале 2000-х стали появляться его «звездные» проекты, по которым теперь мы узнаем Колхаса: библиотека в Сиэтле, Дом музыки в Порту, штаб-квартира CCTV и другие. Большинство его проектов выполнено в стиле деконструктивизма, характерном для Колхаса, который черпал вдохновение и в архитектуре советских конструктивистов в том числе. Об этом он рассказал на своей лекции в Москве в 2014 году. Тогда же он рассказал о том, как на него повлияли русская литература и творчество советских архитекторов – Константина Мельникова, Моисея Гинзбурга, Ивана Леонидова. В 2015 году Колхас закончил работу над проектом Музея современного искусства "Гараж" в Парке Горького.

Рем Колхас, архитектор, который 20 лет занимался "бумажной" архитектурой, добился невероятных успехов благодаря своим инновационным, смелым идеям. Он любит ломать внешнее и внутреннее пространство здания, создавать деформированные объемы и поражать всех размахом своих проектов.

1. Кюнстхал, 1992

Музейное пространство Кюнстхал в Роттердаме Рем Колхас построил в 1992 году. В нем нет постоянной экспозиции, но в его многочисленных залах все время проводятся выставки и культурные мероприятия.   

Само здание представляет собой четыре геометрических объема, зажатых между оживленной улицей и музейным парком. Объемы соединяются между собой лестницами и рампами, образуя непрерывный "круг", ведущий посетителя на крышу.

2. Дом в Бордо, 1998

История, связанная с этим домом, одновременно печальная и вдохновляющая. Заказчики проекта – семейная пара, которая до этого тоже жила в Бордо, но в старинном, очень красивом "замке". Когда семья захотела построить новый, простой и современный дом, они долго рассматривали кандидатуры разных архитекторов. В это же время муж попал в автомобильную аварию, вследствие которой он остался прикованным к инвалидному креслу.

Рем Колхас придумал для этой семьи дом, в котором для инвалида была предусмотрена своя подвижная платформа, перемещающая его с этажа на этаж. Платформа или даже "комната" для инвалида, размером 3 х 3,5 метра, поднимает его на разные уровни, на каждом превращаясь в часть жилого пространства – кухни, кабинета, спальни.

Дом построен на вершине холма, откуда открывается живописный вид на Бордо. Первый уровень здания остеклен и наполовину выходит в сад. Там же расположилась кухня. Второй и третий этажи поделены между детьми и родителями. Платформа является сердцем дома, способным менять его архитектуру с помощью движения.

3. Посольство Нидерландов в Берлине, 2003

Здание Посольства Нидерландов в Берлине представляет собой стеклянный куб, поделенный на две части. Конструкция здания подчиняется строгим принципам проектирования, заданным городскими властями Берлина.

Визуально здание перерезается лестничными пролетами в виде зигзага. Куб окружают еще несколько конструкций – стена такой же высоты, что и основное здание, а также дом, где проживают работники посольства. Передвижение между частями посольства осуществляется по четырем закрытым мостикам, соединяющим здания.

4. Центральная библиотека в Сиэтле, 2004

В 2000 году Рем Колхас получает Притцкеровскую премию. Случайно или нет, именно после этого его бюро совершает прорыв и создает проекты, сделавшие его поистине знаменитым.

Одним из таких проектов является Центральная библиотека в Сиэтле. Здание получилось футуристичным, в привычном для нас стиле Колхаса. Этого требовало не только архитектурное видение Колхаса, но и задачи, поставленные перед новой, современной библиотекой.

Здание было призвано стать пространством, посвященным не только книгам, но и информации в целом, представленной в старых и новых форматах одновременно и равноправно.

В многогранном объеме разместилось пять уровней, связанных между собой лестницами и эскалаторами. Фасад здания выполнен из стекла и металлических перекрытий ромбовидной формы. В отличие от проекта Посольства Нидерландов, здесь Колхасу было позволено фантазировать, и он воспользовался этим случаем.

5. Дом музыки в Порту, 2005

Годом позже открывается еще одно здание Рема Колхаса – Дом музыки в Порту. Архитектор вновь отказывается от традиционных форм в пользу "оживления" классического концертного зала.

Новый дом для Национального оркестра Порту представляет собой многогранную геометрическую фигуру, выполненную из белого бетона. С одной стороны фасад остеклен практически полностью – именно на эту сторону выходит одна из стен Большого зала Дома музыки.

На крыше здания архитектор организовал террасу, будто вырезанную из бетонного массива и выложенную черно-белой шахматной плиткой.

Помимо концертного зала в Доме музыки есть комнаты для репетиций, звукозаписывающие студии, ресторан, бар и даже VIP-комната, стены которой выложены расписанной вручную плиткой.

6. Штаб-квартира CCTV, 2009

В 2009 году было завершено строительство одного из самых крупных проектов Колхаса. Штаб-квартира Центрального телевидения Китая представляет собой кольцеобразную изломанную конструкцию с пустующей серединой. Высота небоскреба достигает 75 метров.

Рем Колхас и бюро OMA представили этот проект как альтернативу типичному небоскребу, от которого все устали. Альтернатива действительно получилась необычной, а видно здание практически из любой точки Пекина.

Инновационная структура здания – результат долгого сотрудничества между европейскими и китайскими инженерами.

7. "Де Роттердам", 2013

"Де Роттердам" Колхаса является самым большим зданием в Голландии. Это неудивительно, потому что архитектор изначально задумал этот проект "как вертикальный город". Три соединенные между собой башни высотой 150 метров образуют комплекс, разместивший в себе офисы, апартаменты, отель, конференц-залы, магазины, рестораны и кафе.

Комплекс назван в честь судна "Де Роттердам", на котором много лет назад с пристани Вильгельмины уезжали тысячи европейцев, эмигрирующих в США.

8. Шэньчженьская биржа, 2013

Биржа в Шэньчжене, по словам самого Рема Колхаса, символизирует суть фондового рынка – спекуляцию. Здание представляет собой башню с "плавающим" фундаментом, поднятым на 36 метров вверх. Платформа площадью 48000 кв. м имеет озелененную крышу.

Фасад здания облицован полупрозрачным узорчатым стеклом. За счет отделки башня меняет цвет в зависимости от погодных условий: в лучах солнечного света она блестит, в пасмурный день будто замолкает, в сумерках сияет и мерцает ночью.

9. Музей современного искусства "Гараж", 2015

Рема Колхаса многое связывает с Россией, а с 2015 года еще и собственный архитектурный проект. Он создал новый дом для Музея современного искусства "Гараж", который изначально существовал в Бахметьевском гараже Константина Мельникова. 

Колхас переделал советский ресторан 60-х годов "Времена года" на территории Парка Горького. Он бережно отнесся к доставшемуся ему советскому наследию, сохранив мозаичную стену, плитку, кирпич. 

Существующую бетонную конструкцию архитекторы покрыли полупрозрачной оболочкой из поликарбоната и оставили низ здания остекленным. Таким образом музей визуально соединяется с парком. 

Выставочные пространства располагаются на трех этажах здания и прекрасно функционируют в условиях свободной планировки. Кроме того, в музее есть зона для детей, кафе, книжный магазин, зал для проведения лекций, офисы сотрудников и оборудованная терраса на крыше. 

Текст: Софья Карпенко

Фото: OMA

читайте также

Комментарии