Пост почитания Алвара Аалто

3 февраля 1898 года родился финский архитектор и дизайнер, родоначальник модернизма в Северной Европе Алвар Аалто. В честь этого мы вспоминаем его главные проекты. 

Алвар Аалто родился в небольшом финском поселении Куортане, но вскоре его семья переехала в Алаярви, а затем в город Ювяскюля, где будущий архитектор провел свои лицейские годы. Изучать архитектуру Аалто начал в Университете технологий города Хельсинки в 1916 году. Спустя 15 лет архитектор создаст проект расширения кампуса этого университета, а в 2010-м учебное заведение назовут в честь Алвара Аалто. 

Архитектор Алвар Аалто

После гражданской войны в Финляндии Аалто продолжил обучение в университете, а в 1923-м, вернувшись в Ювяскюля, открыл свою первую архитектурную студию под названием «Алвар Аалто, архитектор и монументальный художник». На первых порах архитектор занимался проектами частных домов в Ювяскюля и писал архитектурные статьи в местную газету. В 1927 году Аалто, уже вместе со своей женой Аино, переехал в город Турку, где он начал сотрудничать с одним из самых прогрессивных финских архитекторов того времени Эриком Бриггманом. Вместе они создали проект для Ярмарки в Турку в 1929 году. Это знакомство очень важно для понимания эволюции стиля Аалто: именно с Бриггманом началось его осмысление модернизма, которому, конечно, предшествовал хорошо известный всем северный классицизм. 

Алвар Аалто у себя дома, снимок 1945 года.

В изучении биографии Аалто и его архитектурных проектов важно понимать, что за всю карьеру он прошел несколько важных этапов и его стиль эволюционировал вместе с ним. Северный классицизм как реакция на предшествовавший ему северный романтизм вырос затем в северноевропейский модернизм, по которому сегодня все знают Алвара Аалто. Перевалочным пунктом между двумя стилями стал функционализм, который ярче всего проявился в проекте библиотеки в Выборге, санатории в Паймио. Эти постройки явно были вдохновлены функционалистскими работами Ле Корбюзье и Вальтера Гропиуса.

Кресло Paimio.

Алвар Аалто получил международное признание благодаря своему проекту Финского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Тогда сам Фрэнк Ллойд Райт назвал павильон «работой гения». В 1930-е годы Аалто экспериментирует с материалами и формами: ламинированное дерево, скульптуры, абстрактные рельефы. Эксперименты повлияли в первую очередь на один из центральных проектов этого периода – виллу Марейа, созданную для семьи коллекционеров искусства. Популярность финского архитектора приносит ему заказы на проекты за рубежом, например, кампус Массачусетского технологического университета (MIT). В это же время (1940–1948) он преподает в этом университете. Вернувшись в Финляндию, Аалто работает над проектами общественных зданий, среди них – дворец «Финляндия», муниципальный центр в Сяюнятсало и другие не менее важные.

Ваза по дизайну Алвара Аалто

Аалто умер в возрасте 78 лет, оставив после себя архитектурное наследие, определившее понятие северноевропейского модернизма и повлиявшее на современную школу дизайна. Помимо архитектурных проектов Аалто также занимался дизайном мебели и предметов повседневного обихода. 

1. Санаторий в Паймио (1933)

Санаторий в Паймио, недалеко от города Турку, – один из первых крупных проектов архитектора. Здание является примером функциональной модернистской архитектуры, наиболее близкой раннему Аалто.  Как говорил сам архитектор, в первую очередь санаторий – это медицинский инструмент, и он должен служить людям. 

Внешний вид здания вобрал в себя отголоски архитектурных принципов Ле Корбюзье: ленточные окна, плоская крыша, функционально разделенное пространство. Подробнее о санатории читайте в нашем отдельном материале

2. Библиотека в Выборге (1935)

Библиотека в финском Виипури строилась одновременно с санаторием в Паймио, и эти проекты во многом схожи. Главное, что мы должны знать об архитектурном проекте библиотеки, это новаторские приемы, впервые воплощенные Алваром Аалто, например: освещение читального зала с помощью пятидесяти семи отверстий в потолке, лекционный зал с волнистым потолком из светлого дерева. 

Долгое время библиотека пребывала в плачевном состоянии, но в 2013 году, после того, как к реконструкции подключились федеральные власти, здание вновь открылось для посетителей. Подробнее о библиотеке читайте в отдельном материале

3. Дом Аалто в Хельсинки (1936)

В 1934 году супруги Алвар и Аино Аалто приобрели участок в одном из округов Хельсинки и начали создавать дом для себя. Дом был спроектирован с учетом рабочего офиса, который соседствует с жилым пространством, и это хорошо заметно снаружи. Офисная часть состоит из выкрашенных в белый цвет кирпичных стен, окна выполнены в традициях функционализма. 

Жилая часть отделана деревянными рейками темного цвета, на южную сторону выходит терраса, а крыша у дома, конечно же, плоская. В этом проекте проявились черты «нового» Аалто, экспериментирующего с деревом и геометрическими формами. Сейчас в доме Аалто функционирует музейный магазин. 

4. Вила Майреа (1939)

Собственный дом семьи Аалто «предвосхитил» проект виллы Майреа. В проекте дома для коллекционеров искусства Аалто  раскрылся полностью. Окончательному плану предшествовали десятки скетчей, Аалто очень долго искал верное решение. Отправными точками были две вещи: композиция из геометрических объемов разной величины, как у Фрэнка Ллойда Райта в его «Доме над водопадом», и криволинейные формы, навеянные самой природой. 

В конструкции виллы сочетаются белый цвет и дерево в виде отделки, похожей на изгородь, обвивающую дом. Деревянные  «колонны» проникают и в интерьер виллы, создавая ритмический рисунок и пересекаясь с другими материалами – камнем, стеклом и сталью. В целом дом имеет L-образный план, характерный для скандинавской архитектуры. 

5. Кампус университета MIT в Массачусетсе (1948)

После войны Аалто отправляется в США, для того чтобы преподавать и работать там. В это же время он создал новое здание кампуса для Массачусетского технологического университета – Baker House. Имя Baker здание приобрело в 1950 году, в честь главы студенческого совета MIT Эверетт Мур Бэйкер, погибшей в том же году. Baker House представляет собой змееобразное кирпичное здание, расположившееся вдоль реки Чарльз. Аалто хотел, чтобы каждый студент имел возможность жить с видом на реку. 

6. Экспериментальный дом в Мууратсало (1952)

Проектирование этого домика Аалто начал в 1949 году, после ухода из жизни его жены Аино. Он хотел создать для себя летнюю резиденцию, где бы он мог скрыться от всего мира. Место для этого он выбрал подходящее – южный берег острова Мууратсало в Финляндии. Процесс создания дизайна этого дома обернулся экспериментом с материалами и архитектурными конструкциями. Пространство дома организовано вокруг внутреннего дворика. 

Стены дома символизируют его экспериментаторскую природу: в них использовано более 50 разных видов кирпича, которые организованы в разнообразные узоры. Аалто постарался максимально приблизить свой летний дом к самой природе, в лучших традициях его любимой органической архитектуры. Издалека домик напоминает древние руины, потому что снаружи кирпичный дом окрашен в белый цвет, а кое-где вместо стен Аалто просто оставил металлические прутья. Вся эта необычная конструкция смотрит на озеро Пайянне. 

7. Университет Алвара Аалто в Эспоо (1974)

Университет Аалто появился в 2010 году после слияния трех школ Технологического университета Хельсинки, где финский архитектор получал высшее образование. Кампус Отаниеми, законченный Аалто в 1974 году, требовал реставрации, которую провела финская студия Architects NRT в 2015 году.  Главное здание кампуса создано в стиле функционализма, одного из любимых стилей архитектора. Он вновь использует свое любимое сочетание красного кирпича и стекла. Крыша здания сама по себе символична – она выполнена в форме аудитории. 

8. Дворец «Финляндия» (1971)

Дворец «Финляндия» является одним из главных в стране пространств для проведения концертов и официальных мероприятий. Белоснежное здание расположилось в центре Хельсинки. Аалто придумал для него особую конструкцию, способную создать лучшую акустику. За это отвечает часть здания в форме башни с покатой крышей. В отделке Аалто использовал белый мрамор, как внутри, так и снаружи.

9. Музей современного искусства в Ольборге (1972) 

Музей был спроектирован Алваром Аалто в сотрудничестве с его второй женой Элиссой и датским архитектором Жан-Жаком Барюелем. Здание в форме зиккурата площадью 6 тыс. м² вырастает посреди холмов. Галереи музея расположились вокруг главного выставочного зала в форме квадрата. 

Крыша здания в форме пирамиды накрывает центральный зал и пропускает дневной свет через большое мансардное окно. Естественное рассеянное освещение в других залах (в северной стране дневной свет всегда очень важен) поступает через многочисленные окна и просветы в крыше музея. 

10. Музей Алвара Аалто (1973)

Музей Алвара Аалто расположен на холме, ведущем к озеру Ювясъярви. Архитектор закончил работу над дизайном музея в 1973 году. Он находится недалеко от Музея Центральной Финляндии и Университета Ювяскюля, также спроектированных Аалто. 

11. Церковь Риола в Вергато (1978)

Алвар Аалто также занимался религиозной архитектурой, и один из самых выдающихся проектов – приходская церковь Riola в итальянской Гриццане, недалеко от Болоньи. Начать стоит с того, что здание совсем не похоже на церковь, – это бетонное сооружение, повторяющее по форме окружающий его горный ландшафт. 

Потолок церкви состоит из белых асимметричных «ребер», которые создают мягкую тень. Дневной свет проходит сквозь ленточные окна в крыше церкви. Интерьер церкви также выполнен в модернистском стиле: в зале стоят деревянные скамьи, высота которых уменьшается по мере приближения к алтарю. 


Текст: Софья Карпенко


Фото: Ольга Мелекесцева; Franco Di Capua; flickr.com/leonl_2; flickr.com/jcc-arq; Allan Toft; Alvar Aalto Museum / Maija Holma; Eva och Pertti Ingervo; Rune Snellman

читайте также

Комментарии