Пост почитания Алвара Аалто

3 февраля 1898 года родился финский архитектор и дизайнер, родоначальник модернизма в Северной Европе Алвар Аалто. В честь этого мы вспоминаем его главные проекты. 

Алвар Аалто родился в небольшом финском поселении Куортане, но вскоре его семья переехала в Алаярви, а затем в город Ювяскюля, где будущий архитектор провел свои лицейские годы. Изучать архитектуру Аалто начал в Университете технологий города Хельсинки в 1916 году. Спустя 15 лет архитектор создаст проект расширения кампуса этого университета, а в 2010-м учебное заведение назовут в честь Алвара Аалто. 

Архитектор Алвар Аалто

Архитектор Алвар Аалто

После гражданской войны в Финляндии Аалто продолжил обучение в университете, а в 1923-м, вернувшись в Ювяскюля, открыл свою первую архитектурную студию под названием «Алвар Аалто, архитектор и монументальный художник». На первых порах архитектор занимался проектами частных домов в Ювяскюля и писал архитектурные статьи в местную газету. В 1927 году Аалто, уже вместе со своей женой Аино, переехал в город Турку, где он начал сотрудничать с одним из самых прогрессивных финских архитекторов того времени Эриком Бриггманом. Вместе они создали проект для Ярмарки в Турку в 1929 году. Это знакомство очень важно для понимания эволюции стиля Аалто: именно с Бриггманом началось его осмысление модернизма, которому, конечно, предшествовал хорошо известный всем северный классицизм. 

Алвар Аалто у себя дома, снимок 1945 года.

Алвар Аалто у себя дома, снимок 1945 года.

В изучении биографии Аалто и его архитектурных проектов важно понимать, что за всю карьеру он прошел несколько важных этапов и его стиль эволюционировал вместе с ним. Северный классицизм как реакция на предшествовавший ему северный романтизм вырос затем в северноевропейский модернизм, по которому сегодня все знают Алвара Аалто. Перевалочным пунктом между двумя стилями стал функционализм, который ярче всего проявился в проекте библиотеки в Выборге, санатории в Паймио. Эти постройки явно были вдохновлены функционалистскими работами Ле Корбюзье и Вальтера Гропиуса.

Кресло Paimio.

Кресло Paimio.

Алвар Аалто получил международное признание благодаря своему проекту Финского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Тогда сам Фрэнк Ллойд Райт назвал павильон «работой гения». В 1930-е годы Аалто экспериментирует с материалами и формами: ламинированное дерево, скульптуры, абстрактные рельефы. Эксперименты повлияли в первую очередь на один из центральных проектов этого периода – виллу Марейа, созданную для семьи коллекционеров искусства. Популярность финского архитектора приносит ему заказы на проекты за рубежом, например, кампус Массачусетского технологического университета (MIT). В это же время (1940–1948) он преподает в этом университете. Вернувшись в Финляндию, Аалто работает над проектами общественных зданий, среди них – дворец «Финляндия», муниципальный центр в Сяюнятсало и другие не менее важные.

Ваза по дизайну Алвара Аалто

Ваза по дизайну Алвара Аалто

Аалто умер в возрасте 78 лет, оставив после себя архитектурное наследие, определившее понятие северноевропейского модернизма и повлиявшее на современную школу дизайна. Помимо архитектурных проектов Аалто также занимался дизайном мебели и предметов повседневного обихода. 

1. Санаторий в Паймио (1933)

Санаторий в Паймио, недалеко от города Турку, – один из первых крупных проектов архитектора. Здание является примером функциональной модернистской архитектуры, наиболее близкой раннему Аалто.  Как говорил сам архитектор, в первую очередь санаторий – это медицинский инструмент, и он должен служить людям. 

Пост почитания Алвара Аалто

Внешний вид здания вобрал в себя отголоски архитектурных принципов Ле Корбюзье: ленточные окна, плоская крыша, функционально разделенное пространство. Подробнее о санатории читайте в нашем отдельном материале

Пост почитания Алвара Аалто

Пост почитания Алвара Аалто

2. Библиотека в Выборге (1935)

Библиотека в финском Виипури строилась одновременно с санаторием в Паймио, и эти проекты во многом схожи. Главное, что мы должны знать об архитектурном проекте библиотеки, это новаторские приемы, впервые воплощенные Алваром Аалто, например: освещение читального зала с помощью пятидесяти семи отверстий в потолке, лекционный зал с волнистым потолком из светлого дерева. 

Пост почитания Алвара Аалто

Долгое время библиотека пребывала в плачевном состоянии, но в 2013 году, после того, как к реконструкции подключились федеральные власти, здание вновь открылось для посетителей. Подробнее о библиотеке читайте в отдельном материале

Пост почитания Алвара Аалто

3. Дом Аалто в Хельсинки (1936)

В 1934 году супруги Алвар и Аино Аалто приобрели участок в одном из округов Хельсинки и начали создавать дом для себя. Дом был спроектирован с учетом рабочего офиса, который соседствует с жилым пространством, и это хорошо заметно снаружи. Офисная часть состоит из выкрашенных в белый цвет кирпичных стен, окна выполнены в традициях функционализма. 

Пост почитания Алвара Аалто

Жилая часть отделана деревянными рейками темного цвета, на южную сторону выходит терраса, а крыша у дома, конечно же, плоская. В этом проекте проявились черты «нового» Аалто, экспериментирующего с деревом и геометрическими формами. Сейчас в доме Аалто функционирует музейный магазин. 

4. Вила Майреа (1939)

Собственный дом семьи Аалто «предвосхитил» проект виллы Майреа. В проекте дома для коллекционеров искусства Аалто  раскрылся полностью. Окончательному плану предшествовали десятки скетчей, Аалто очень долго искал верное решение. Отправными точками были две вещи: композиция из геометрических объемов разной величины, как у Фрэнка Ллойда Райта в его «Доме над водопадом», и криволинейные формы, навеянные самой природой. 

Пост почитания Алвара Аалто

В конструкции виллы сочетаются белый цвет и дерево в виде отделки, похожей на изгородь, обвивающую дом. Деревянные  «колонны» проникают и в интерьер виллы, создавая ритмический рисунок и пересекаясь с другими материалами – камнем, стеклом и сталью. В целом дом имеет L-образный план, характерный для скандинавской архитектуры. 

Пост почитания Алвара Аалто

Пост почитания Алвара Аалто

5. Кампус университета MIT в Массачусетсе (1948)

После войны Аалто отправляется в США, для того чтобы преподавать и работать там. В это же время он создал новое здание кампуса для Массачусетского технологического университета – Baker House. Имя Baker здание приобрело в 1950 году, в честь главы студенческого совета MIT Эверетт Мур Бэйкер, погибшей в том же году. Baker House представляет собой змееобразное кирпичное здание, расположившееся вдоль реки Чарльз. Аалто хотел, чтобы каждый студент имел возможность жить с видом на реку. 

Пост почитания Алвара Аалто

6. Экспериментальный дом в Мууратсало (1952)

Проектирование этого домика Аалто начал в 1949 году, после ухода из жизни его жены Аино. Он хотел создать для себя летнюю резиденцию, где бы он мог скрыться от всего мира. Место для этого он выбрал подходящее – южный берег острова Мууратсало в Финляндии. Процесс создания дизайна этого дома обернулся экспериментом с материалами и архитектурными конструкциями. Пространство дома организовано вокруг внутреннего дворика. 

Пост почитания Алвара Аалто

Стены дома символизируют его экспериментаторскую природу: в них использовано более 50 разных видов кирпича, которые организованы в разнообразные узоры. Аалто постарался максимально приблизить свой летний дом к самой природе, в лучших традициях его любимой органической архитектуры. Издалека домик напоминает древние руины, потому что снаружи кирпичный дом окрашен в белый цвет, а кое-где вместо стен Аалто просто оставил металлические прутья. Вся эта необычная конструкция смотрит на озеро Пайянне. 

Пост почитания Алвара Аалто

7. Университет Алвара Аалто в Эспоо (1974)

Университет Аалто появился в 2010 году после слияния трех школ Технологического университета Хельсинки, где финский архитектор получал высшее образование. Кампус Отаниеми, законченный Аалто в 1974 году, требовал реставрации, которую провела финская студия Architects NRT в 2015 году.  Главное здание кампуса создано в стиле функционализма, одного из любимых стилей архитектора. Он вновь использует свое любимое сочетание красного кирпича и стекла. Крыша здания сама по себе символична – она выполнена в форме аудитории. 

Пост почитания Алвара Аалто

8. Дворец «Финляндия» (1971)

Дворец «Финляндия» является одним из главных в стране пространств для проведения концертов и официальных мероприятий. Белоснежное здание расположилось в центре Хельсинки. Аалто придумал для него особую конструкцию, способную создать лучшую акустику. За это отвечает часть здания в форме башни с покатой крышей. В отделке Аалто использовал белый мрамор, как внутри, так и снаружи.

Пост почитания Алвара Аалто

9. Музей современного искусства в Ольборге (1972) 

Музей был спроектирован Алваром Аалто в сотрудничестве с его второй женой Элиссой и датским архитектором Жан-Жаком Барюелем. Здание в форме зиккурата площадью 6 тыс. м² вырастает посреди холмов. Галереи музея расположились вокруг главного выставочного зала в форме квадрата. 

Пост почитания Алвара Аалто

Крыша здания в форме пирамиды накрывает центральный зал и пропускает дневной свет через большое мансардное окно. Естественное рассеянное освещение в других залах (в северной стране дневной свет всегда очень важен) поступает через многочисленные окна и просветы в крыше музея. 

Пост почитания Алвара Аалто

10. Музей Алвара Аалто (1973)

Музей Алвара Аалто расположен на холме, ведущем к озеру Ювясъярви. Архитектор закончил работу над дизайном музея в 1973 году. Он находится недалеко от Музея Центральной Финляндии и Университета Ювяскюля, также спроектированных Аалто. 

Пост почитания Алвара Аалто

11. Церковь Риола в Вергато (1978)

Алвар Аалто также занимался религиозной архитектурой, и один из самых выдающихся проектов – приходская церковь Riola в итальянской Гриццане, недалеко от Болоньи. Начать стоит с того, что здание совсем не похоже на церковь, – это бетонное сооружение, повторяющее по форме окружающий его горный ландшафт. 

Пост почитания Алвара Аалто

Потолок церкви состоит из белых асимметричных «ребер», которые создают мягкую тень. Дневной свет проходит сквозь ленточные окна в крыше церкви. Интерьер церкви также выполнен в модернистском стиле: в зале стоят деревянные скамьи, высота которых уменьшается по мере приближения к алтарю. 

Пост почитания Алвара Аалто

Пост почитания Алвара Аалто


Текст: Софья Карпенко


Фото: Ольга Мелекесцева; Franco Di Capua; flickr.com/leonl_2; flickr.com/jcc-arq; Allan Toft; Alvar Aalto Museum / Maija Holma; Eva och Pertti Ingervo; Rune Snellman

читайте также

Комментарии