Павильон Сигэру Бана в парке Горького

Случилось историческое событие – впервые в постсоветской России без искажений, в точном соответствии с проектом, построено здание первоклассного иностранного архитектора. И не просто иностранца, а японца, представителя самой утонченной из современных архитектурных школ. Здание выглядит непривычно. Многих разочарует.

Когда подходишь к павильону, чувствуешь сильный запах свежего картона. Сигэру Бан очень любит строить дома из картона. Особенно ему нравится делать картонные несущие конструкции, но российские СНИПы надо соблюдать, и у временного павильона "Гаража" в парке Горького несущий каркас стальной. Но внешние стены построены любимым способом архитектора – из цилиндров из прессованной бумаги, поставленных на торец.

Оно овальное, причем пропорции овала позаимствованы из барочной архитектуры. Мы привыкли воспринимать овал как скульптурную форму, и вот первое разочарование: павильон, как барочную церковь, можно осмотреть только с одной стороны. Перед входом – широкая площадка; с трех других сторон – густые заросли и соседние постройки. Павильон можно обойти кругом, но идти придется вдоль стены по газону.

Здание безыскусно. Оно построено добротно, но без ювелирной проработки деталей, которую так ценят московские модные архитекторы. Металлические конструкции очень простые и все на виду. Местами заляпаны краской. Колонны расставлены неравномерно: у "торцов" овала стоят вплотную, а посредине фасада расступаются. Если бы ширина интерколумния увеличивалась постепенно, в гармонической пропорции, это бы создало иллюзию перспективы, и выпуклый фасад показался бы еще более выпуклым. Но архитектору в такие игры неинтересно играть. Ширина интерколумния меняется в два приема.

Помню, когда летом Сигэру Бан представлял проект этого павильона в Москве, он тихим голосом проговорил дважды: "Это очень простой проект. Это очень простой проект". Работа знаменитого архитектора пришлась не ко двору звездам великолепной плеяды московских архитектурных критиков. "Слабый проект", – говорили они друг другу, кривясь. Вот так. Что для архитектора – простота, для них – творческая неудача.

Здесь, в Москве, мы все воспитаны на мифе о художнике-титане, о художнике-творце, ценой нечеловеческих усилий создающем бессмертные шедевры. А Сигэру Бан, кажется, слыхом не слыхивал об этом мифе. В нем нет яростного честолюбия художника. Это спокойный, рассудительный человек. Ему дали простое задание – он сделал простой проект. Мне, по правде говоря, такая позиция намного симпатичней, чем поза ходожника-мизантропа. Настоящее величие – в человечности.

Раз уж зашла речь о павильоне, расскажу о выставке, которая там сейчас проходит. Она посвящена временной архитектуре в Парке Горького – павильонам Сельскохозяйственной выставки 1923 года, которые строили все выдающиеся архитекторы той эпохи – Шехтель, Жолтовский, Фомин, Мельников, Гольц, Голосов; постройкам Порка Горького в 30-е годы, выставкам трофейного оружия во время войны. По сути, это обстоятельная история первых трех десятилетий истории парка, которая затем обрывается на 60 лет, чтобы возобновиться рассказом о временных сооружениях, построенных там в последние годы - павильонах Wow House, беседке Бродского и, наконец, о том самом здании, в котором проходит выставка, – павильоне Сигэру Бана.

Выставку делали несколько кураторов – Юлия Аксенова, Марианна Евстратова, Сергей Колузаков, Андрей Мизиано, Анастасия Тарасова, Ольга Трейвас, Ирина Чепкунова. Отдельную ее часть, о российской временной архитектуре вне Парка Горького, подготовила команда АРХИWOOD: Николай Малинин, Юлия Зинкевич, Мария Фадеева.

Дизайн выставки прекрасен: это можно понять даже по нашим фотографиям. Столы с подсветкой, где показывают конкурсные проекты Сельскохозяйственной выставки, сделаны под Жана Пруве. Обильно выставлена архитектурная графика почти вековой давности, напечатанная так, что листы только на ощупь можно отличить от пожухшей бумаги оригинала.

Есть удивительные цифровые аттракционы. В центре выставлен план сельскохозяйственной выставки 1923 года. Если на него посмотреть через айпад, план будет объёмным. Рядом в стопке лежат планы павильонов. Взяв любой из них в руку и повернувшись к монитору, ты увидишь в мониторе себя, а на своей ладони вместо плана – макет, который как вампир наоборот: в отражении есть, а в реальности не существует. Экран автоматически фотографирует тебя, и это фото тут же, с выставки, ты можешь послать по электронной почте или расшарить в социальной сети.

Словом, выставка поучает, развлекая. Это и роскошный пир духа для любителей советской авангардной архитектуры, и аттракцион для цифроманов.

Фото: Татьяна Шарапова, Артем Дежурко

читайте также

Комментарии