Музей искусства и ремесла в Шанхае

Китайские архитекторы из бюро Wutopia Lab преобразовали скучное здание офиса продаж в многофункциональный Музей искусства и ремесла с символичной историей и философским предназначением. 

Новый шанхайский музей носит название Eight tenths Garden и помимо своих прямых функций может также выполнять роль большого конференц-центра. Более того, в этом же здании есть кафе, библиотека, офисы, небольшая гостиница и ресторан. Так заявленный музей искусств превращается в многофункциональный культурный центр. 

Изначально здание Eight tenths Garden было двухэтажным офисом продаж, одной из нескольких построек на этом непримечательном углу улицы. Поэтому в первую очередь архитекторы захотели подарить новый смысл этому месту. Они надстроили еще два этажа и «обернули» здание белой вуалью, выгодно контрастирующей с мрачными окрестностями, заключающими музей «в треугольник». 

Сейчас здание музея искусств, по их словам, воплощает собой дух Шанхая – богатый, живой, но сдержанный. В первую очередь это проявляется в разнообразии пространств, каждое из которых соединено друг с другом. «Мы не хотели увлекаться минимализмом, но и преувеличивать тоже было нельзя – тогда бы стерлась ценная связь между пространствами». 

Сад, окружающий здание, также символичен – он воплощает собой нарочитую сложность, противопоставленную внутренней простоте, которая на самом деле тщательно продумана. «Пространство музея должно быть ярким и могущественным, а ресторан, наоборот, теплым и мягким. Офисы на третьем этаже немного грубоваты, а гостиница bed & breakfast на четвертом сдержанно элегантна», – разъясняют авторы проекта. 

Внешний облик музея – это тоже символ. Перфорированные алюминиевые панели c пиксельным узором образуют собой вуаль вокруг круглого здания – такая отделка выделяет новый музей среди окружающих его конструкций и символизирует перерождение этого места. Живописный сад, окружающий белое полупрозрачное здание, создавался с оглядкой на уличные парки Шанхая из 70-х годов и одновременно на философию частных садов. 

Но главное – авторы проекта хотели, чтобы сад и здание стали единым целым, в их понимании это и есть архитектура. Кроме того, уличный сад продолжается вертикально: в каждой гостиничной комнате есть выход к своему небольшому садику, организованному в пространстве между белой «вуалью» и стеклянным фасадом здания. И крыша музея также представляет собой «зеленую зону» с живыми растениями. 

Сад принадлежит не только музею: его созданию рады жильцы соседних зданий и люди, которые работают поблизости. Так, архитекторы Wutopia Lab выступили еще и как урбанисты, преобразовывающие забытый тихий квартал, который теперь живет своей жизнью благодаря культурному центру и саду: «Мы добились того, чтобы социальная функция архитектуры проявилась во всей красе». 

Заказчиком этого проекта был последний владелец знаменитой шанхайской фабрики эмали. Когда-то эмаль была одним из самых необходимых товаров в Китае, но со временем, разумеется, ее положение перестало быть таким влиятельным. Владелец коллекционировал эмалевые изделия, качество и количество которых стало отличным подспорьем для постоянной экспозиции музея. А после окончания строительства Eight Tenths Garden сын владельца вернулся из Милана, создал новую модную марку эмалевых изделий и обосновался в этом многофункциональном центре. Таким образом произошло возрождение древних технологий и семейных традиций. 

Текст: Софья Карпенко

читайте также

Комментарии