Пост почитания Фрэнка Ллойда Райта

Сегодня, 8 июня 2017 года, исполняется 150 лет со дня рождения великого американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Отец органической архитектуры и стиля прерий за всю карьеру создал более 500 проектов, и около 300 из них мы можем увидеть, посетить и даже приобрести. Вспоминаем непростой путь к славе и лучшие проекты главного архитектора Америки.

Юбилейный год хранители наследия Фрэнка Ллойда Райта планируют провести с особым размахом. Во всех домах Райта, превращенных в музеи, будут проходить праздничные мероприятия, а 12 июня в нью-йоркском музее МoМА открывается масштабная ретроспектива творчества архитектора, некоторые материалы которой мы показываем вам прямо сейчас.

История

Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 года в маленьком городке Ричленд-Центр, штат Висконсин. Во время учебы на инженерном факультете Висконсинского университета Райту приходилось подрабатывать, чтобы помогать матери и сестрам. Так и не закончив университет, в 1987 году он уезжает в Чикаго, где с позиции “подмастерья” начинает свою архитектурную карьеру – сначала у Джозефа Лаймана Силсби, а затем у “отца небоскребов” архитектора-модерниста Луиса Салливена, который стал настоящим мастером для молодого Райта. 

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт.

Под началом Луиса Салливаена Фрнэк Ллойд Райт проработал шесть лет. В 1889 году мастер заключил со своим учеником пятилетний контракт, чтобы тот построил себе маленький домик в пригородном районе Чикаго Оук-парк и начал строить семью со своей первой женой Кэтрин Ли Тобин. Для того чтобы обеспечивать семью, Райту, не любившему отказывать себе в модных костюмах и дорогих автомобилях, приходится брать сторонние заказы и выполнять их параллельно с работой в архитектурной студии. Когда Салливен обнаружил это (совершенно случайно, увидев в нескольких кварталах от своего дома в Кенвуде особняк, исполненный в стиле Фрэнка Ллойда Райта, который тогда уже было сложно с чем-то спутать), он разорвал контракт с Райтом и тому пришлось уйти. 

Эскиз "Дома над водопадом", карандаш, 1934-1937.

Возможно, такой поворот судьбы стал ключевым в карьере Фрэнка Ллойда Райта, ведь у него наконец появилась возможность создавать собственные проекты и развивать провозглашенный им стиль прерий. Особенность его органической архитектуры и стиля прерий состояла в обязательной малоэтажности домов, плоских крышах, отсутствии чердаков и подвалов, ленточном остеклении – и в целом полном растворении дома на поверхности земли. Наиболее ярко этот стиль начал проявляться с 1900-е годы: Райт строит десятки частных домов, а также общественные здания, например унитарианскую церковь в Оук-парке (Фрэнк Ллойд Райт, как и вся его семья, всю жизнь был убежденным унитарианцем). Эта церковь позднее была признана одним из первых в мире образцов модернизма. 

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт.

Одним из самых известных домов этого периода стал Дом Роби, построенный в 1906 году. Длинный горизонтальный дом, состоящий из двух прямоугольных объемов, лежащих друг на друге, стал окончательным манифестом стиля прерий, а позднее национальной исторической достопримечательностью. В это же время в личной жизни Фрэнка Ллойда Райта происходит череда потрясений. В 1909 году Райт уходит из семьи к жене одного из своих клиентов Маме Бортвик Чени. Вместе они путешествуют по Европе, где Райт выпускает первые публикации – сборники своих работ. По возвращении в США Райт начинает строить свою обитель и студию – Талиесин, – где он мог бы укрыться от дурной славы, преследовавшей его из Оук-парка. Райт возобновляет архитектурную практику на новом месте, получает крупные заказы на общественные пространства. В 1914 году Мама Чени и двое ее детей трагически погибают в Талиесине от руки сумасшедшего работника, который устраивает в доме пожар и убивает Чени, детей и еще четырех людей. Фрэнк Ллойд Райт тяжело переживал это событие и впоследствии перестроил полусгоревший Талиесин в память о своей возлюбленной. 

Рисунок March Balloons, 1955. Райт адаптировал под предметы дизайна свои эскизы для обложек журнала Liberty 1926-1928 годов. Обложки так и не были выпущены, а этот рисунок архитектор впоследствии использовал для дизайна ковров и других предметов.

На какое-то время он отвлекся от трагедии, уйдя с головой в работу над отелем “Империал” в Японии, и вернулся в США только в 1922 году. На несколько лет он обосновался в Лос-Анджелесе, где архитектурная практика не приносила должного дохода, зато там он создал свой знаменитый Дом Эннисов, где впервые применил инновационные технологии в использовании “текстильных” бетонных блоков. Текстильными Райт их назвал потому, что предлагал нанизывать кубические блоки, полые внутри, на арматурные стержни, как на поперечные нити в плетении ткани. Так поверхность стены выглядела эстетично – как единая декоративная плоскость. Внешние стороны блоков Райт покрыл этническим орнаментом. 

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт.

Новый этап в карьере Райта ознаменован его возвращением в Талиесин и союзом с Ольгой (Ольгиванной) Лазович в 1928 году, вместе с которой они организовали программу стажировок в Талиесине Taliesin Fellowship. В это же время выходят важные программные работы Райта “Автобиография” и “Исчезающий город”, о котором мы писали здесь. В 1936 году Райт создает один из самых известных проектов – Дом над водопадом для Эдгара Кауфмана – и начинает серию “юсонианских” домов, в которых формулирует свой взгляд на истинно американскую архитектуру. Стиль появляется в ответ на свирепствующий финансовый кризис 1929 года и позиционируется как доступное жилье для американцев. Райт проектирует более 50 простых домов, в архитектуре которых отражаются экономические реалии и активно меняющаяся социальная среда: доступно, комфортно и красиво. 

Эскиз Церкви единения.

В 1943 году получает заказ на одно из своих главных творений – Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. На создание музея ушло 16 лет, а его открытие состоялось в год смерти Райта, который не дожил двух месяцев до 92 лет. За всю свою карьеру Фрэнк Ллойд Райт построил единственный небоскреб – Price Tower в Оклахоме, открывшийся для публики в 1956 году. 

Макет Музея Гуггенхайма, дерево, пластик, стекло, акварель на бумаге, 1943-1959.

Нет сомнений в том, что органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта во многом определила современный архитектурный подход. Близость к природе, слияние всех элементов окружающей среды воедино – то, чем руководствуются архитекторы и дизайнеры сегодня. Предлагаем посмотреть на 11 знаковых проектов Райта, в которых проявились все черты его стиля. 

Наследие 

1. Дом Роби, 1906

Перед вами дом, который признан отправной точкой развития стиля прерий. Фрэнк Ллойд Райт построил Дом Роби в 1906 году для Фредерика Роби и его жены Лоры. Конструкция особняка представляет собой два горизонтальных прямоугольных объема, наложенных друг на друга. 

Впечатляющая консольная крыша накрывает ленты окон, опоясывающих дом, и таким образом создает ощущение закрытости и одновременно соединяет дом окружающим ландшафтом – все, что предписано для стиля прерий. 

2. Церковь единения, 1906–1908

В 1906 году Фрэнк Ллойд Райт проектирует новую церковь для унитарианской общины в Оук-парке вместо сгоревшей в 1905 году. Его Церковь единения была признана одним из первых памятников модернизма XX века и проектом, определившим стиль самого Райта. Для строительства архитектор выбирает экономичный материал – бетон, – которому к тому же без лишних сложностей можно добавить орнамент и при этом не тратиться на отделку. 

Райт разделил пространство церкви на две части: одна для богослужений, а вторая для общественных мероприятий. Оба помещения естественно освещаются с помощью окон в потолке, а стекла натуральных зеленых, желтых и коричневых оттенков напоминают о природе внутри помещения. Лаконичный дизайн церкви полностью отвечал потребностям прихожан и, как позднее завлял Райт, поменял его отношение к архитектуре: “Душа здания – это пространство, а не его стены”. 

3. Талиесин, 1911 и 1925

Один из важнейших проектов Фрэнка Ллойда Райта, который он назвал в память о валлийских корнях своей матери – Талиесин – именем валийского поэта VI века, которое буквально переводится как “сияющий лоб”. Такое название символизирует еще и желание архитектора построить свою резиденцию “внутри холма”, применив в проекте все основные элементы его стиля прерий. 

Местные материалы, растекшийся по ландшафту Висконсинса “плоский и уютный” дом, для кладки которого Райт взял желтый известняк с близлежащей каменоломни, консольные крыши, широкие окна и открытая планировка – все это стиль Фрэнка Ллойда Райта. Талиесин несколько раз пострадал от пожаров, и архитектор перестраивал резиденцию дважды – в 1914 и 1925 годах. А в 1937 году резиденция стала местом проведения особой программы стажировок Фрэнка Ллойда Райта Taliesin Fellowship. 

4. Дом Эннисов, 1924

После возвращения из Японии Райт какое-то время работает в Лос-Анжелесе. Один из главных результатов этого периода карьеры – Дом Эннисов, в котором он возродил бетонный блок как структурный элемент и превратил его в “частицу ткани здания”. 

Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.

Текстильные бетонные блоки кубической формы были полыми внутри с отверстиями снизу и сверху, через которые они нанизывались на арматуру. А лицевые стороны блоков архитектор покрыл этническим орнаментом. Так Райт подарил бетонным блокам собственное лицо. 

Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.

5. Дом над водопадом, 1935

Предполагаем, что следующим по популярности за Музеем Гуггенхайма следует Дом над водопадом – квинтэссенция органической архитектуры и стиля Фрэнка Ллойда Райта. Архитектор построил этот дом для четы Кауфманов, чей сын проходил стажировку у Райта в Талиесине. 

Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.

Познакомившись с заказчиками, Райт решил создать для успешной, обеспеченной американской семьи дом, который бы воспевал американскую природу и его собственную органическую архитектуру. В конструкции дома на Медвежьем ручье архитектор использовал прорывные для того времени технологии – например, железобетонные конструкции он прикрепил прямо к скалам. Так, консольные террасы, выполненные из местного песчаника, гармонично сочетаются с натуральным камнем и как будто грациозно парят над бурлящим водопадом.

Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.

 

6. Дом Герберта Джейкобса, 1936

Один из первых “юсонианских” домов Райта – особняк Герберта Джейкобса. Этот же дом стал прототипом жилья в идеальном Акрогороде Райта, который он описал в своем труде “Исчезающий город”. Всего Райт построил около 140 домов в этом стиле. Стеклянные стены, натуральные материалы – дерево, камень, кирпич – все это приближало “юсонианские” дома к тому ландшафту, где они были построены. Такие приемы, как открытая планировка, совмещенные гостиная, столовая и кухня позднее стали применяться в послевоенном строительстве домов в том американском стиле, который известен нам сейчас. 

7. Штаб-квартира Johnson Wax, 1936

В проекте штаб-квартиры компании Johnson Wax Фрэнк Ллойд Райт не смог, как обычно, связать архитектуру с природой, потому что ее попросту не было вокруг. Тогда он решил создать здание без окон, но с природой внутри. Архитектор пообещал владельцу компании Герберту Джонсону, что работа в этом офисе будет похожа на прогулку по сосновому лесу. Райт добился такого волшебного эффекта с помощью двух важных инноваций: железобетонных конструкций и стеклянных трубок. 

Из бетона он построил стройные белоснежные колонны, вьющиеся от пола и врастающие в “кувшинки”, которые поддерживают крышу. А стеклянные трубы позволили рассеянному свету проникать сквозь крышу и при отсутствии окон создавать невероятно светлое пространство. Несмотря на всю романтичность этого приема, инженерная мысль не успевала за полетом фантазии Фрэнка Ллойда Райта и крыша штаб-квартиры протекала во время каждого ливня. Позднее архитектор присоединил к офису 14-этажную башню исследовательского центра с помощью крытого моста. К слову, это была одна из двух вертикальных конструкций, построенных Райтом за всю карьеру (вторая – это Price Tower). 

8. Taliesin West, 1937

В 1937 году Райт купил несколько сотен акров земли в богом забытых степях Аризоны и начал строить там свою зимнюю резиденцию – Taliesin West. Как и всегда, отдавая предпочтение местным материалам, архитектор создает дом из вулканического камня, заключенного в деревянные формы и закрепленного смесью бетона и песка. 

С течением времени дом перестраивался, расширялся, реставрировался: множество помещений соединены между собой террасами, переходами и садами. Практически вся мебель в этом доме была создана самим архитектором. Сейчас в нем находится офис Фонда Фрэнка Ллойда Райта, и Школа Фрэнка Ллойда Райта, в которую превратилась его знаменитая программа стажировок Taliesin Fellowship. 

9. Синагога Бет Шолом, 1954

Одним из важнейших проектов позднего этапа карьеры Райта стала синагога Бет Шолом, в создании которой он проявил современный подход к вере, истории и религиозной культуре. Синагога представляет собой пирамиду, посаженную на металлическую основу. 

Полупрозрачная пирамидальная крыша выполнена из двухслойного стекла и стекловолокна, благодаря чем помещение синагоги всегда озарено дневным светом, а ночью пирамида мягко светится в темноте. 

10. Башня Price Tower, 1952

Единственное высотное здание, построенное отцом американского стиля прерий, – это Price Tower в Бартлсвилле, штат Оклахома, ставшее офисом для нефтяной компании H.C. Price Company. Конструкция высотки вдохновлена формой ствола дерева, а 19 бетонных этажей стали его ветвями. 

Фасады башни отделаны медными орнаментальными пластинами с зелеными “листьями” и стеклянными элементами золотых оттенков. В 1981 году башню приобрела компания Phillips Petroleum, и c 1985 года в ней расположены арт-центр, музей, отель и бар. 

11. Музей Гуггенхайма, 1956

Покровительница коллекции Соломона Гуггенхайма Хилла фон Ребай обратилась к Фрэнку Ллойду Райту с просьбой построить “храм духа”, в котором разместится вся обширная коллекция современного искусства Гуггенхайма. Райт принял предложение о самом масштабном проекте в своей жизни и создал ту самую “улитку”, контрастирующую со строгими прямоугольными домами Манхэттена. Внутри музея архитектор предлагает посетителям подняться на самый верх и спускаться от прозрачного потолка по спиральной лестнице вниз, наслаждаясь современным искусством. 

Текст: Софья Карпенко

Фото: The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

читайте также

Комментарии