Интервью с архитектором Стефано Боэри

Автор знаменитого миланского Вертикального леса архитектор Стефано Боэри приехал в Москву, чтобы принять участие в Московском урбанистическом форуме и заодно поговорить с нами о зеленой архитектуре, городах будущего и перспективах Москвы. 

Стефано Боэри родился в 1956 году в Милане, в семье одной из первых женщин-архитекторов Италии Чини Боэри – начало определенно многообещающее. Стефано окончил Политехнический университет Милана, открыл архитектурное бюро вместе с партнерами и долгое время занимался проектами реновации по всей Европе. С 2004 по 2006 год он был главным редактором старейшего архитектурного журнала Domus, а в 2008 году основал собственное бюро Stefano Boeri Architetti. Архитектурную практику он совмещает с преподаванием в Миланском политехническом университете и постоянной исследовательской работой. 

Архитектор Стефано Боэри.

Архитектор Стефано Боэри.

По-настоящему известным на весь мир Стефано стал после осуществления своего первого проекта “Вертикальный лес” (Bosco Verticale) – новой визитной карточки Милана. Небоскребы, увитые зеленью, обрели невероятную популярность, и архитектор начал их тиражировать. Теперь вертикальные леса растут и в других городах мира – Лозанне, Нанкине, Шэньчжэне и Шанхае – там, где у бюро в полную силу работает второй офис. 

"Вертикальный лес" в Милане.

На счету Стефано Боэри десятки разнообразных проектов, в том числе изящный, вдохновленный Средиземным морем выставочный центр Villa Méditerranée в Марселе и футуристичный “Арт-инкубатор” в Милане, но все же его конек – это зеленая архитектура, а теперь еще и зеленые города. Буквально неделю назад муниципалитет китайского городского округа Лючжоу утвердил проект Стефано Боэри на первый “лесной город”, в котором абсолютно все здания будут покрыты растениями и деревьями. Город будет способен сам бороться с загрязнением воздуха и вырабатывать примерно 900 тонн кислорода ежегодно. 

Отель Mountain Forest в Гуйчжоу.

Отель Mountain Forest в Гуйчжоу.

Мы поговорили со Стефано о лучших городах мира с точки зрения качества жизни, социальных медиа в архитектуре и главных проблемах Москвы. 

На чем основывается философия вашего бюро сегодня? 

Сейчас мы занимаемся полным спектром архитектурных работ – от дизайна мебели до создания новых городов. Важная часть нашей работы – это исследования. Мы всегда пытаемся идти в ногу со временем, использовать новые технологии. Сейчас мы сфокусированы на исследовании биологического разнообразия и устойчивой архитектуры. Под биологическим разнообразием я имею в виду новые виды растений, которые мы можем применять в наших зеленых проектах. Главное – работать в системе. 

"Вертикальный лес" в Нанкине.

Можете ли вы предсказывать будущее городов с помощью своих исследований и архитектурных проектов? 

Наша работа как архитекторов всегда заключается в том, чтобы смотреть в будущее. Мы должны видеть и будущее, и настоящее положение вещей. Кстати, сейчас я возглавляю лабораторию в Тяньцзиньском университете, которая как раз называется “Будущее городов”. Там мы со студентами исследуем будущее Шанхая и пытаемся предсказать его состояние через сто лет – в 2117 году. 

Проект

Проект "зеленого" города Лючжоу.

Если глобальное изменение климата не снизит темп, уровень воды в океане поднимется и Шанхай погрузится под воду. Поэтому мы рассматриваем возможность перенесения части населения Шанхая на другую планету. Сейчас это уже не научная фантастика, а то, что мы должны принимать во внимание. Когда европейцы открыли Америку, они начали создавать новые города – Нью-Йорк, Нью-Джерси, а мы можем создать Нью-Шанхай.

Когда вы решили, что не хотите просто строить дома, а создавать вертикальные леса, и что вдохновило вас на это? 

Моя страсть к деревьям тянется из самого детства. И это страсть не к зелени в целом, а именно к деревьям. Я вдохновлялся многими вещами. Одна из главных – это книга Итало Кальвино “Барон на дереве” о маленьком мальчике, который решил уйти из дома и жить на дереве. Место, где маленький барон решил скрыться в лесах, находится рядом с местом рождения моего дедушки – в Лигурии. Моя мама (итальянский дизайнер и архитектор Чини Боэри – Прим. ред.) в начале 1970-х годов построила недалеко от Милана дом в лесу, конструкция которого не повредила ни одного дерева, а некоторые из них стали частью интерьера. 

"Вертикальный лес" в Лозанне.

Еще один важный источник вдохновения – венский дом архитектора Фридриха Хундертвассера. Архитектор создал каскадный дом, крыши, терраса и даже некоторые комнаты которого покрыты почвой и посреди квартир растут деревья, – невероятно! А еще Адриано Челентано в 1972 году написал песню “Дерево высотой в 30 этажей” (Un albero di trenta piani), которая мне очень нравится. Поэтому и появился “Вертикальный лес”! (Смеется.

От зеленых зданий вы переходите к проектированию зеленых городов. Расскажите о разнице в подходах к этим проектам. 

Когда речь идет о создании города, нужно всегда помнить о целом комплексе проблем. Во-первых, это бедность – более 30 % населения живет в трущобах, – миграция, которая меняет ДНК наших городов, и климатические изменения. Когда мы работаем над уже существующим городом – это точечная работа, как иглоукалывание. С созданием нового города все абсолютно по-другому.

Проект

Проект "зеленого" города Лючжоу.

Например, в Китае 20 миллионов человек в год переезжают в города из деревни. С таким масштабом урбанизации можно справиться только с помощью создания новых городов, китайцы не могут постоянно расширять существующие. И сейчас мы работаем над проектом абсолютно нового зеленого города в Китае, в округе Лючжоу. Это не очень большой город, его население всего 1 400 000 человек. Они хотели создать новую среду и позвали нас. К 2020 мы планируем закончить строительство.

Как социальные медиа влияют на вашу работу? 

Влияние социальных медиа я ощутил на себе. До того как мы закончили строительство “Вертикального леса”, никто не верил, что у нас получится. Люди думали, что деревья погибнут или жильцов достанут комары и птичьи гнезда. Когда здание было закончено, фотографии стали разлетаться по социальным сетям и мы сразу получили огромный отклик. “Вертикальный лес” стал невероятно популярным. В эру глобализации социальные сети играют очень важную роль. 

"Вертикальный лес" в Милане.

Что говорят о ваших “вертикальных лесах их жители? 

Им очень нравится. Поначалу я сильно переживал: мне казалось, что им не понравится видеть из окна ветки деревьев или своего соседа, подрезающего утром кустарник. Потом мы решили, что вся зелень дома не должна принадлежать никому, она общественная – так будет проще. И все жители очень этим довольны. Их дети наблюдают за тем, как птицы вьют гнезда прямо за окном.

Расскажите о своих любимых городах и об их преимуществах перед другими.

Я люблю многие города. В первую очередь, конечно, мой родной Милан. И остальные города я оцениваю сквозь призму родного города, и мне это очень нравится. Самый непредсказуемый город в мире – Рио-де-Жанейро. Его ландшафт меняется по мере того, как вы двигаетесь по городу. От фавел до роскошных районов, от гор до океана – везде кипит жизнь. Лучший город по качеству жизни – Берлин. Там все даже слишком хорошо. Ты приезжаешь туда и просто ни о чем не волнуешься. Самый сильный город исторически – это Рим. По плотности населения, с положительной точки зрения, – Нью-Йорк. Атмосфера счастья и удовольствие от передвижений на машине – Лос-Анжелес. А Москва – это сила структуры города: история и география здесь очень сильно взаимодействуют друг с другом. Это город достопримечательностей. 

"Арт-инкубатор" в Милане.

Как вы оцениваете изменения Москвы последних лет? 

Мне нравится то, что город становится более пешеходным. Велодорожки, расширение тротуаров – все это положительная работа над общественными пространствами. 

Можете ли вы построить вертикальный лес в Москве?

Конечно. Если это место, где могут расти деревья, мы сделаем так, чтобы они росли на зданиях. Нет никакой разницы, растут деревья в Парке Горького или на фасаде вашего дома. У нас есть весь спектр технологических решений, которые могут сделать это возможным. Например, деревья “Вертикального леса” в Милане теряют листву зимой, чтобы пропускать большее количество солнечного света.

"Вертикальный лес" в Лозанне.

А какие проблемы Москвы как города вы видите сегодня?

Первое, что бросается в глаза, – сумасшедший трафик. Кроме того, московские спальные районы выглядят очень пустыми и заброшенными. Вам нужно развивать локальные центры, притягивающие людей.  

Материал подготовила Софья Карпенко

Фото: Stefano Boeri Architetti

читайте также

Комментарии