Гимназия в Эрстаде

Сейчас все чаще говорят о важности общественных пространств. Удачных примеров таких мест немного. Район Эрстад в пригороде Копенгагена, спроектированный «лучшими из лучших», должен был стать удачным примером. Здесь есть все: транспорт в пешеходной доступности, речка, замысловатый искусственный рельеф, школа, торговый центр, концертный зал и прекрасные удобные жилые дома. Но не случилось. Люди переезжают сюда неохотно. Район слабо заселен. 

Гимназия в Эрстаде

И вот почему. Датчане привыкли, что в городе они могут побродить по старым улицам, посидеть в кафе с друзьями и зайти за покупками к знакомому булочнику, заодно обсудив с ним последние новости. Северный народ жаждал общения. Торговые центры они не любят – предпочтут небольшие магазинчики. Искусственный рельеф не стал милым сердцу, а близость транспорта пугала. 

Гимназия в Эрстаде

Единственным попаданием в точку стала средняя школа – провокационный проект, выполненный бюро 3XN. В нее принимают детей разного социального статуса, не делая между ними различий. Сюда не только ходят дети из Эрстада, но и ездят из Копенгагена. Это школа, где дети учатся по новым методикам. Здесь делают большой упор на естественные науки, и все занятия ведутся на компьютерах (Apple – официальный спонсор школы). Здесь нет книг. Прямоугольных или квадратных классов тоже практически нет. Зато много открытых пространств. Дети ежеутренне должны проверять, в какой зоне будет урок (зона – открытое пространство между стеллажами с порядковым номером) – здесь нет фиксированных классов для определенных занятий.

Гимназия в Эрстаде

«Коммуникационный апофеоз» – центральная лестница, соединяющая все этажи школы. Лестница в каждом проекте 3XN – это элемент, несущий огромную смысловую нагрузку. В данном случае она – подиум, по которому гордо дефилируют ученицы, тренажер – доступ к лифтам есть только у учителей, и дети вынуждены пользоваться лестницей, – и идеальное место для разговоров: на ней можно и сидеть, и полулежать, и общаться стоя.

Гимназия в Эрстаде

Хотя для общения все-таки излюбленными местами остаются круглые зоны с разноцветными подушками. Здесь дети едят, читают, учатся и даже, как рассказала Киму, руководителю бюро 3XN, мама одной из учениц, занимаются любовью.

Гимназия в Эрстаде

Такой проект требовал определенного понимания со стороны всех: учителей, детей, родителей, властей. У преподавателей, к примеру, нет учительских. Не всем это нравилось. Да и работать в открытых пространствах было непривычно. Надо было привыкнуть вести уроки в открытых пространствах: мешает шум. Тем не менее – система работает. Школа больше напоминает большой дом, где все прекрасно знают друг друга. Благодаря отсутствию дифференциации младшие дети много общаются со старшими. 

Гимназия в Эрстаде

Учителям тоже легче сделать выводы об учениках – они наблюдают своих подопечных не только на уроках, но и, из-за открытости пространства, в их общении с друзьями, играх. У учеников, в свою очередь, также больший контакт с преподавателями, так как те делают вместе с ними все, даже едят. «Архитектура влияет на поведение» – так считают в 3XN. Это особенно понимаешь тут. Школа требует от всех, кто в ней находится, большой самодисциплины.

Гимназия в Эрстаде

Оживленное место в течение дня (дети нашли еще одно применение лестнице и теперь, на свой страх и риск, скатываются вниз по периллам), вечером школа оставляет ощущение величавости собора. Это – настоящая качественная северная архитектура. С чистотой линий и объемов, натуральными материалами и локальными цветами. 

Гимназия в Эрстаде

Снаружи – прямоугольные панели с нанесенными на них надписями. Если панели открыть, окна начинают напоминать книги с разноцветными корешками.

Гимназия в Эрстаде

Я окончательно убедилась в том, что это больше семья, чем школа и что «система работает», когда дети пригласили нас на представление в школьном театре. Оказалось, спектакль они поставили просто на день рождения одной из девочек. Ей же, все на той же лестнице, прикрепили плакат с поздравлениями и пожеланиями.

Гимназия в Эрстаде

Елизавета Клепанова     

Фото: Елизавета Клепанова

Комментарии