Интервью с Ариком Леви

Израильтянин Арик Леви прославился сложными арт-объектами. Евгения Микулина выяснила, что он и сам не прост.

Арик Леви

Арик Леви

Интервью с Ариком Леви я ожидала с настороженностью. Разносторонне одаренный израильтянин делал в жизни самые разные вещи – от скульптур до видеоарта, но все они имеют отношение к тому, что называется современным искусством. 

Постоянная тема Леви — Rock Growth (“Рост камней”). Один вариант скульптуры он сделал в 2010 году для частной коллекции

Постоянная тема Леви — Rock Growth (“Рост камней”). Один вариант скульптуры он сделал в 2010 году для частной коллекции

А я не люблю современное искусство и подсознательно полагаю всех, кто им занимается, шарлатанами. Причем шарлатанами напыщенными и велеречивыми, надувающими словесные пузыри вокруг своих “произведений” для того, чтобы придать им значительности и накрутить цену. Я боялась, что Леви окажется таким же. 

Арик Леви

Арик Леви

Да, боялась, потому что его скульптура и арт-объекты и в самом деле неимоверно красивы, и мне не хотелось думать, что их создает болтун. Но встречу нашу организовала компания Bisazza, которую я нежно люблю, и я решила подойти к вопросу непредвзято и поехала в Виченцу – неподалеку от этого городка располагается бывшая фабрика Bisazza, на которой марка открыла некоторое время назад Музей современного искусства. Там представлены арт-объекты, созданные работающими на марку дизайнерами – МендиниВандерсомАйоном

Рендер стеллажа Ass, части инсталляции Dick, Pussy and Ass, которую Леви показал в 2009-м в Galerie Slott в Париже.

Рендер стеллажа Ass, части инсталляции Dick, Pussy and Ass, которую Леви показал в 2009-м в Galerie Slott в Париже.

Поводом для интервью стало появление в коллекции Fondazione Bisazza произведения Леви – инсталляции Rock Chamber. Черная штуковина, похожая на огромный кусок угля с отверстием, ведущим в обтянутую тканью уютную “пещеру”, – первый арт-объект, который создал “независимый” дизайнер: Леви не делал для Bisazza коллекций, он создал для них именно произведение искусства. И даже чуть-чуть перестроил здание, чтобы его инсталляция туда влезла.

Инсталляция Rock Chamber в интерьере музея Fondazione Bisazza, 2012 год, компьютерная модель.

Инсталляция Rock Chamber в интерьере музея Fondazione Bisazza, 2012 год, компьютерная модель.

Арик Леви меня приятно удивил. Вместо надутого жулика я увидела харизматичного красавца, который говорит о своей работе скромно и как бы между делом, а вот о нормальной человеческой жизни – с огнем в глазах и страстью в сердце. Пытаясь противостоять напору его обаяния, я задавала ему каверзные вопросы. Например, о самой большой карьерной неудаче.

Инсталляция Crater, сталь

Инсталляция Crater, сталь

– Я израильтянин и с детства умею превращать трудности в удовольствия и разочарования – в развлечения. Есть разница – быть евреем или израильтянином: в последнем случае жизнь заставила тебя пройти армию и парочку войн. Чтобы выжить, учишься быть изобретательным и оптимистичным. 

Скульптура для музея Swarovski

Скульптура для музея Swarovski

Неудача – просто повод научиться чему-то. Другое дело, если ты не преуспел в художественном плане, не смог донести свою мысль. Вот это разочаровывает. Я искренне считаю, что материал – мрамор к примеру – говорит со мной. Я слушаю, что он говорит, пытаюсь пересказать. Искусство – меч Экскалибур, воткнутый в камень. А я король Артур: только я могу извлечь его оттуда.

Проект светильника Multishake, 2011 год

Проект светильника Multishake, 2011 год

Нескромно, но весьма обаятельно и убедительно. Я пытаюсь конкретизировать рассуждения “короля” и спрашиваю, кто он всё-таки в первую очередь: дизайнер, скульптор, видеорежиссер? Леви улыбается:

– Я – это я. Когда готовлю завтрак, я повар. Когда занимаюсь скульптурой – художник. Эти слова мало что значат, они не определяют личность, только твое занятие в данный момент. Хотя надо заметить, что разные роды деятельности я четко “развожу”: проектируя стул, я проектирую СТУЛ, а не “скульптуру-в‑форме-стула”. 

Туалетный столик SkinLouisXV, 2011 год

Туалетный столик SkinLouisXV, 2011 год

Кстати, к вопросу о разочарованиях – в дизайне их больше. В искусстве ты сам себе хозяин, а там есть производители, заказчики – много этапов, на которых может возникнуть непонимание. Мир то вокруг не из интерьеров или стульев состоит, он состоит из людей. Без человеческого общения ничего не будет.

Вазы Tubes, Bitossi, 2007 год.

Вазы Tubes, Bitossi, 2007 год.

Он всё время говорит о людях, общении, о значении быта, обычной жизни. И при этом занимается искусством – делом вопиюще бесполезным. 

Cветильник Fontana из ограниченной серии Well of Life

Cветильник Fontana из ограниченной серии Well of Life

Я говорю об этом – и задеваю за живое. Леви смотрит на меня с возмущением:

– Как это так – искусство бесполезно? Разве красота бесполезна? Удовольствие? Боль? Искусство полезно для меня. Я им занимаюсь не для вас – для себя. Если мои работы насыщены энергией, люди почувствуют ее. Искусство много веков считается величайшей ценностью человечества и хранится в бесчисленных музеях потому, что содержит в себе эмоции художников и передает их зрителям. 

Кольцо из ювелирной коллекции Nature to Wear, 2010 год

Кольцо из ювелирной коллекции Nature to Wear, 2010 год

Моя дочка приносит рисунок и говорит: “Папа, я дерево нарисовала, хочу тебе подарить”. Между нами – то еще дерево, но это так искренне, в этом столько веселья и свободы. Ради отзвука той свободы, которой дышит художник, людям и нужно искусство.

Инсталляция Rock Evolution, Сан-Франциско, 2012 год. Тема “живых” кристаллов — ключевая для Леви.

Инсталляция Rock Evolution, Сан-Франциско, 2012 год. Тема “живых” кристаллов — ключевая для Леви.

Я слушаю его, киваю (он и правда меня убедил, хитрец!) и в очередной раз думаю о том, что искусство не бывает современным или старинным. Только настоящим – или нет. То, которое делает Арик Леви, – настоящее.

Одна из самых масштабных работ Леви — скульптура RockFusionGiant, 2011 год

Одна из самых масштабных работ Леви — скульптура RockFusionGiant, 2011 год

Текст: Евгения Микулина

Фото: Arik Levi, Ian Scigliuzzi, Kleinfenn6 Shauli Landner, Lorenzo Ceretta, Richard Barnes, Swarowski

Комментарии