Музей архитектуры в Японии

Как и все происходящее в Японии, история создания этого музея обставлена множеством церемоний. Началась она в 2004 году, когда в офис Тойо Ито нанесли визит два мецената Атсуо Токоро и Кодзи Хасегава. Токоро, владелец частного музея, подарил свою коллекцию острову Омисима. И хотел заказать Ито проект здания, где ее можно было бы разместить.

Музей архитектуры в Японии

Ито отправился на Омисиму, где ранее никогда не бывал. “Ступив на остров, я был поражен его красотой, – рассказывает архитектор. – Я почувствовал, что это “место силы”. Казалось, духи земли разговаривали со мной”. Потрясенный своим эзотерическим опытом, Ито согласился строить музей и начал подыскивать для него площадку. “Задача была непростой. Остров красив необычайно: мандариновые деревья, виды на усеянное островами море Сето-Найкай... Но рельеф такой, что по всему острову – практически ни одного плоского места, подходящего для строительства”, – жалуется архитектор.

Музей архитектуры в Японии

Обдумывая разные варианты проекта, Ито и его заказчики, естественно, много беседовали. Одной из основных тем их разговоров было будущее архитектуры – Ито им чрезвычайно озабочен. В какой-то момент он признался, что мечтает основать открытую архитектурную школу, чтобы нести передовые идеи в широкие массы. Забыв про свой музей, Токоро спросил: “Почему бы вам не построить школу здесь?” Тут у Ито возникли этические сомнения. Дело в том, что, пока проект делался, с населенным пунктом Омисима произошло интересное административное преобразование – он стал частью города Имабари. А Имабари – родина величайшего японского архитектора Кензо Танге. Ито не хотелось навязывать городу, который дал Японии признанного гения, музей имени скромного себя. Но жители Имабари вообще и мэр города в частности отнеслись к мысли о музее Ито с энтузиазмом, долго убеждали архитектора не скромничать, и в конце концов он дал себя уговорить.

Музей архитектуры в Японии

В результате на холмистом берегу острова появились сразу два здания. Одно – геометричная композиция, составленная из замысловато врезанных друг в друга объемных тел: тетраэдра, октаэдра и прочих. Такого рода композиции рисуют на вступительных экзаменах в Московский архитектурный институт. По силуэту это строение напоминает корабль (на котором одухотворенные идеями Ито молодые архитекторы символически отправляются в будущее), сверху оно покрыто стальным листом и называется соответственно “Стальной хижиной”. Еще одна ассоциация, которую определенно навевает “хижина”, – традиционная японская бумажная фигурка оригами. Предприимчивое руководство музея, кстати, изготовило выкройку, по которой здание можно сложить, – выложена она на официальном сайте организации.

Музей архитектуры в Японии

Рядом со “Стальной хижиной” стоит еще один павильончик – “Серебряная хижина”. Это копия собственного дома Ито в Накано, за который он получил в 1984 году премию Архитектурного института Японии. 

Музей архитектуры в Японии

В “стальной” хатке устраивают выставки, а также хранят изображения всех спроектированных Ито зданий, от башни компании Mikimoto в токийском квартале Гинза до строящегося оперного театра в тайваньском Тайчжуне. В “серебряной” расположились библиотека и архив, а кроме того, проходят архитектурные мастер-классы и учебная работа. 

Музей архитектуры в Японии

Все – и меценаты, и мэр Имабари – довольны и церемонно друг другу кланяются. Ито, имеющиий в архитектурном мире репутацию застенчивого затворника, даже побывал на открытии и произнес прочувствованную речь о том, как он счастлив, что его скромные усилия пригодились прекрасному острову Омисима.

Музей архитектуры в Японии

А музея великого Кензо Танге в Японии, кстати, до сих пор нет. В Японии вообще не было музеев “одного архитектора”, пока кроткий Ито не построил свой.

Музей архитектуры в Японии

Текст: Евгения Микулина

Фото: Sergio Pirrone
опубликовано в журнале №4 (105) апрель 2012

Комментарии