Портрет: дизайнер Томас Хизервик

Портрет: дизайнер Томас Хизервик

Томас Хизервик родился в 1970 году в Лондоне. Окончил Королевский колледж искусств и в 1994-м основал собственную студию. Успел заработать несколько престижных наград, в том числе дизайнерскую премию принца Филиппа. Считается самым молодым дизайнером, удостоившимся звания королевского дизайнера в области индустрии, а в 2011-м журнал Wallpaper назвал его лучшим дизайнером года.

Скамья Extrusions, 2009

Скамья Extrusions, 2009

Томас Хизервик уже не раз вписал свое имя в историю мирового дизайна. Из последних достижений: английский павильон на всемирной выставке “Экспо 2010” в Шанхае и новый лондонский автобус.

Двухэтажный лондонский автобус, 2012

Двухэтажный лондонский автобус, 2012

Среди работ Томаса есть металлическая скамейка, крутящийся стул, сумка, мост, госпиталь, электростанция... Такой разброс удивляет, и я не могу не спросить, кем же он себя считает: дизайнером или архитектором. 

Скамья Extrusions, 2009

Скамья Extrusions, 2009

“Для меня архитектор тот же дизайнер, только работает в другом масштабе. Мне всегда было интересно, когда появилось такое деление. Тех, кто возводит здания, мы решили называть архитекторами. Других, создающих предметы интерьера, дизайнерами. Еще есть скульпторы, декораторы, художники. Но для меня все они дизайнеры, и не важно, проектирует человек пространство или просто украшает его. Поэтому про себя я говорю, что всего лишь скромненько балуюсь дизайном, который считаю фактом, а всё остальное – дополнительными определениями к нему. Необычный объект, к примеру, всегда можно назвать искусством. Кстати, это слово я не люблю. Ходить и твердить всем вокруг, что ты художник, – наглость. Ведь это то же самое, что безоговорочно признать все свои творения шедеврами”.

Реконструирован­ный вход в госпиталь Гая в Лондоне, 2007

Реконструирован­ный вход в госпиталь Гая в Лондоне, 2007

Дизайном Томас “балуется” не в одиночку, вместе с ним работают шестьдесят два человека. 

Проект английского павильона Seed Cathedral (“Храм семян”) для “Экспо 2010” в Шанхае

Проект английского павильона Seed Cathedral (“Храм семян”) для “Экспо 2010” в Шанхае

“Когда вы проектируете, к примеру, здание, нужно одновременно думать о многих вещах: о том, из чего вы его построите, как оно будет выглядеть, как впишется в окружающую среду, будет ли людям удобно в нем жить или работать. Держать в голове все эти пункты и не приносить ни один из них в жертву красоте или функциональности чрезвычайно сложно, поэтому-то мне нужно много помощников. Знаете, почему я могу взяться за любой проект и воплотить его? Секрет прост: вместе со мной работают люди из разных областей, даже социологи. А в обсуждении проекта принимают участие все, включая секретаря. Еще в нашем коллективе есть человек, который ходит по офису и заставляет своими неожиданными вопросами выпаливать первое, что приходит в голову. Таким образом мы мыслим очень неординарно”, – смеется Томас.

Скатный мост, Лондон, 2004

Скатный мост, Лондон, 2004

В предложениях о сотрудничестве у Хизервика недостатка нет. Самая удивительная история произошла с ним как-то на радио. После обсуждения выставки футуристической живописи, которая проходила в Лондоне, ему задали стандартный вопрос о том, что еще он хотел бы построить. Томас выпалил: “Электростанцию”.

Проект электро­станции в Тиссайде

Проект электро­станции в Тиссайде

Буквально через неделю раздался телефонный звонок, и он взялся за проект. “К этому заданию я подошел серьезно: ездил по другим объектам, изучал принцип их работы, консультировался с инженерами. В итоге решил построить здание на холме, закопав большую его часть под землю для шумоизоляции, а вокруг разбить зеленый парк”.

Один из домиков студенческого общежития универси­тета в Аберистуите, Уэльс, 2008

Один из домиков студенческого общежития универси­тета в Аберистуите, Уэльс, 2008

По мнению Хизервика, в наши дни все крупные города развиваются одинаково: известные архитекторы возводят в них арт-галереи, музеи, библиотеки или театры. 

Реконструированное аббатство Уорт в Кроули, Суссекс, 2011

Реконструированное аббатство Уорт в Кроули, Суссекс, 2011

Но культура, которую приносят извне, часто выглядит чужеродно и никак не связана с историей места.

Проект английского павильона Seed Cathedral (“Храм семян”) для “Экспо 2010” в Шанхае

Проект английского павильона Seed Cathedral (“Храм семян”) для “Экспо 2010” в Шанхае

“Вот, к примеру, нам посчастливилось поработать над дизайном лондонского автобуса. Мы не стали уходить далеко от традиций, поэтому он всё такой же красный и двухэтажный, с открытой задней площадкой, чтобы, как в старые времена, пассажиры могли запрыгивать или сходить во время движения. Проектируя газетный киоск, мы в первую очередь решили облегчить труд продавцов, которым приходится перекладывать с места на место тяжелые стопки газет и журналов в начале и конце рабочего дня. Теперь им достаточно раздвинуть створки, и всё уже на своих местах. Мы не использовали фиберглас и пластик: снаружи палатка обшита металлом, а внутри деревом. Кроме того, бронзовый цвет отлично вписывается в облик старого Лондона”.

Газетный киоск, 2009

Газетный киоск, 2009

В конце беседы Томас признается:
“Я никогда не самовыражался с помощью проектов, над которыми работал. Мы с командой всё время создаем что-то уникальное и стараемся не копировать себя. Мой ночной кошмар – это появление собственного стиля”.

Стул Spun, 2010

Стул Spun, 2010

Страхи Хизервика напрасны: на протяжении двадцати лет ему и сотрудникам его бюро удается не повторяться. Проверить это можно будет уже сейчас: в издательстве Thames & Hudson вышла книга Thomas Heatherwick: Making Ideas.

Английский павильон на всемирной вы­ставке “Экспо 2010” в Шанхае

Английский павильон на всемирной вы­ставке “Экспо 2010” в Шанхае

Текст: Ольга Сорокина 


Комментарии