Портрет: архитектор Борек Шипек

Борек Шипек родился в 1949 году в Праге, там посещал курсы краснодеревщиков. Архитектурное образование получил в Гамбурге, изучал философию в Штутгарте. В 1982 году открыл бюро Studio Sipek в Амстердаме. Успел пожить в Италии. Сотрудничал с DriadeAlessiVitra, Cleto Murani. Помотавшись по миру, недавно вернулся на родину, но чехом себя не считает.

Портрет: архитектор Борек Шипек

Чешский архитектор – трудоголик и не любит попусту тратить время, это понятно сразу. “Я выхожу из самолета, встречаюсь с людьми, обговариваю проект и улетаю дальше. Иногда даже не понимаю, в какой стране только что побывал!” – иронизирует он. Европейцы знают Шипека как дизайнера, а он называет себя архитектором – и только: “Учась в школе, я посещал курсы краснодеревщиков, мне нравилось работать с деревом, но я всегда мечтал стать именно архитектором”.

Ваза, Manufacture Nationale de Sévres, 1990

Ваза, Manufacture Nationale de Sévres, 1990

В погоне за мечтой молодой Шипек переехал в Германию и поступил в Гамбургский университет прикладных искусств, где изучал архитектуру. Однако, получив диплом, решил, что имеющихся знаний ему недостаточно для начала архитектурной карьеры: “Чтобы создавать прекрасное, мне нужно было понять причины, по которым та или иная вещь считается красивой и вызывает восхищение”. 

Ваза, Manufacture Nationale de Sévres, 1990

Ваза, Manufacture Nationale de Sévres, 1990

Эти вопросы привели его на кафедру философии в университете Штутгарта. Но, даже защитив диссертацию, ответа он так и не нашел. Только почувствовал, что больше не может жить среди немцев, мыслящих слишком рационально. 

Магазин в Гинзе, Токио, 1998

Магазин в Гинзе, Токио, 1998

Сам он всегда презирал функционализм, считая, что удобство пользования – отнюдь не самое главное в предмете. “Меня все время спрашивали, для чего я создал ту или иную вещь. Я же хотел, чтобы люди просто смотрели и наслаждались или, наоборот, испытывали чувство неприятия, но не искали практического применения моим творениям”.

Жилой дом Rooseveltova в Праге, 2002

Жилой дом Rooseveltova в Праге, 2002

Несмотря на признание в Германии (Шипек получил Немецкую архитектурную премию за дом, который построил для своей сестры в Гамбурге), он решил перебраться в более свободомыслящую Голландию, где в итоге прожил тринадцать лет. “Я стал известным архитектором у немцев, обзавелся нужными связями, но в Голландии меня никто не знал. Пришлось начинать сначала, с дизайна. В Амстердаме я впервые решил поработать со стеклом и открыл свою компанию Studio Šípek”. 

Ваза Jaros, Šípek Collection, 1997

Ваза Jaros, Šípek Collection, 1997

Он создавал необычные вещицы и участвовал в дизайнерских выставках. В 1985 году на одной из них его работы заметил Энрико Астори из Driade. В это время компания искала новые таланты и пригласила к сотрудничеству сразу двух начинающих дизайнеров: Борека Шипека и Филиппа Старка. “Они нас сразу раскусили. Сказали, что Старк далеко пойдет и его вещи будут выпускать большими сериями, а я буду создавать небольшие коллекции. Как в воду глядели!”

Банкетный зал в Oriental Hotel, Хиросима, 2007

Банкетный зал в Oriental Hotel, Хиросима, 2007

Первые предметы мебели для итальянской фабрики Шипек сделал своими руками: “У меня крутилась в голове идея, но нарисовать вещи никак не удавалось, поэтому я отправился на производство и там вместе с рабочими изготовил кресло и банкетку для Driade. С них и срисовали эскизы для последующих экземпляров”.

Банкетка Prosím Sni, Driade, 1987

Банкетка Prosím Sni, Driade, 1987

Driade раскрутила дизайнера, ему посыпались заказы из разных стран. 1980-е годы были для Шипека успешными и насыщенными: коллекция мебели и столовых приборов для Driade, сотрудничество с такими марками, как Vitra, Sawaya & Moroni, Cleto Murani, Manufacture Nationale de Sévres. 

Ложка для мороженого и солонка с перечницей Savigni, Driade, 1995

Ложка для мороженого и солонка с перечницей Savigni, Driade, 1995

Но он не забывал о своей мечте – архитектуре и продолжал проектировать дома для клиентов из Германии. Наконец-то его заметили и в Голландии, он получил заказ на строительство музея. Его, правда, так и не построили – в стране сменилось правительство. Но дело пошло: Шипек стал автором нескольких проектов муниципального жилья. 

Муниципальный жилой дом в Апельдорне, Голландия, 1998

Муниципальный жилой дом в Апельдорне, Голландия, 1998

Был еще случай с президентом Ливана: тот попросил Шипека спроектировать оперный театр в Бейруте. Идея сохранилась только в виде макета. “У меня много проектов, которые так и не осуществились. Всегда вмешивалась либо природа, либо политика. 

Макет оперного театра в Бейруте, 2002

Макет оперного театра в Бейруте, 2002

Я оформлял интерьеры бутика Карла Лагерфельда в Париже, но через три года он закрылся из-за банкротства. Фасад построенного мной магазина в Токио уже переделали. Но я не переживаю. Я очень люблю разрабатывать концепции, а их воплощение могу поручить другим”. Кстати, Шипек признается, что в работе с коллегами и партнерами деспотичен: последнее слово всегда остается за ним.

Люстра Venca, 2004

Люстра Venca, 2004

В 2011 году в Москве открылась галерея Шипека, где выставлены предметы из стекла и архитектурные макеты. Там же принимают заказы на проекты. Две такие галереи давно работают в Праге. 

Подсвечник Simon, Driade, 1989

Подсвечник Simon, Driade, 1989

Шипек уверяет, что эксперименты со стеклом для него всего лишь хобби: “Я провожу в стекольной мастерской каждые выходные и обязательно что-нибудь создаю. Однако не зацикливаюсь на материале: если выдуть нужную форму невозможно, делаю вещь из металла или дерева. 

Ведерко для шампанского, Cleto Munari, 1985

Ведерко для шампанского, Cleto Munari, 1985

Мне безразлична слава и кем меня считают: дизайнером или архитектором. Я не верю в астрологию, но мой знак – Близнецы. Возможно, поэтому мне надоедает заниматься чем-то одним и всё время требуется переключать внимание. Я способен работать сразу над двадцатью проектами и получаю от этого огромное удовольствие!”

Проект здания и интерьеров для центра автомобильного дизайна компании Škoda в Млада-Болеславе, 2002

Проект здания и интерьеров для центра автомобильного дизайна компании Škoda в Млада-Болеславе, 2002

Текст: Ольга Сорокина

опубликовано в журнале №5 (95) май 2011

Комментарии