Монастырь Ла Туретт в Лионе

Cнаружи монастырь кажется заброшенным. Почерневшие стены, трава на крыше, общее ощущение запустения – как и многие другие здания из бетона, Ла-Туретт некрасиво постарел. Один только небольшой крест на вершине асимметричной башни выдает в нем принадлежность к культовым сооружениям. Бетонный комплекс можно принять за начатый и недостроенный город, французский Чандигарх в лионских полях. 

Восточный фасад монастыря. Справа — церковь со звонницей, слева — жилой корпус с кельями, библиотекой, залами для работы и трапезной

Восточный фасад монастыря. Справа — церковь со звонницей, слева — жилой корпус с кельями, библиотекой, залами для работы и трапезной

Брат Оливье, один из восьми живущих тут монахов, не опровергает это впечатление: “Перед Корбюзье не стояло цели построить красивое здание, усладу для взгляда. Это материализованная пустота, и жить тут непросто”.

Монастырь построен на холме в безлюдной местности. Как и пятьдесят с лишним лет назад, никто, за исключением редких архитектурных паломников, не нарушает уединения восьми последних монахов

Монастырь построен на холме в безлюдной местности. Как и пятьдесят с лишним лет назад, никто, за исключением редких архитектурных паломников, не нарушает уединения восьми последних монахов

В 1953 году, когда отец Мари-Ален Кутюрье заказал Ле Корбюзье монастырь, они уже были хорошо знакомы. Преподобный был необычным священником: ученик символиста Мориса Дени и теоретик искусства, он бунтовал против слепого следования традициям в религиозной архитектуре. Кутюрье считал, что “лучше обращаться к гениям без веры, чем к верующим без таланта” и что “всякое истинное искусство священно”.

По окончании строительства на крыши был положен тонкий слой земли. Птицы и ветер сделали остальное. Ле Корбюзье считал газон отличным изоляционным материалом

По окончании строительства на крыши был положен тонкий слой земли. Птицы и ветер сделали остальное. Ле Корбюзье считал газон отличным изоляционным материалом

В 1950 году преподобный инициировал строительство капеллы в Роншане, предложив на роль архитектора Ле Корбюзье, в чьем утопическом модернизме он видел больше сакрального, чем в соответствующих всем канонам безликих церквях католических архитекторов. Капелла еще не была закончена, когда Кутюрье позвал своего друга на новый, более крупный проект – доминиканский монастырь.

Ле Корбюзье решил сохранить естественный рельеф. В результате чего часть зданий пришлось поставить на сваи

Ле Корбюзье решил сохранить естественный рельеф. В результате чего часть зданий пришлось поставить на сваи

Далекий от религии, Ле Корбюзье всегда интересовался устройством монастырей, изучал их в Италии, на Афоне, во Франции. Однако когда ему самому пришлось проектировать монастырь, он не стал воспроизводить традиционную схему. Больше всего Ла-Туретт похож на Марсельский блок – первую из “жилых единиц”, построенных Ле Корбюзье. 

Идеальный дом, по мнению Ле Корбюзье: стоящий на сваях, как бы парящий в воздухе, с садом внизу и на крыше

Идеальный дом, по мнению Ле Корбюзье: стоящий на сваях, как бы парящий в воздухе, с садом внизу и на крыше

Проект коммунального общежития, состоящего из небольших квартир или комнат и общественной зоны, где жители могли бы вместе проводить досуг, был куда более созвучен монастырской жизни, чем мирской. Ла-Туретт представляет собой прямоугольник с внутренним двором, разделенным крытыми галереями, образующими крест, на четыре части. 

Застекленный коридор (в плане в виде креста) ведет из жилого здания в церковь

Застекленный коридор (в плане в виде креста) ведет из жилого здания в церковь

Три стороны прямоугольника заняты трапезной, библиотекой, залами для собраний и сотней келий. Аскетизм, проповедуемый Ле Корбюзье и в светской архитектуре, в жилищах монахов доведен до предела. В кельях-пеналах хватает места для кровати, стола и стеллажа. Зато у каждого насельника есть свой умывальник и лоджия (опоясывающие дом лоджии с решетчатыми бетонными ограждениями архитектор впервые использовал в Марселе). 

Зал для чтения с видом на долину. Рисунок оконного переплета разработан архитектором и композитором Янисом Ксенакисом в соответствии с модулором, системой пропорций Ле Корбюзье

Зал для чтения с видом на долину. Рисунок оконного переплета разработан архитектором и композитором Янисом Ксенакисом в соответствии с модулором, системой пропорций Ле Корбюзье

Четвертую стену прямоугольника образует храм. Простая бетонная коробка, чьим единственным украшением служат яркие цветные двери и окна-прорези – идея, также использованная в Марселе. Сбоку к ней пристроена капелла, выкрашенная в синий, красный и желтый цвета, с семью алтарями и круглыми окнами в потолке. Архитектор старался максимально задействовать естественный свет, хотя, по словам брата Оливье, “в монастыре есть места, куда солнечные лучи попадают только раз в году”. Воистину архитектура Ле Корбюзье учит смирению.

Монастырь Ла Туретт в Лионе

Преподобный Мари-Ален Кутюрье скоропостижно скончался в 1955 году, так и не увидев первого в истории модернистского монастыря. Строительство было закончено в 1960-м, однако сто келий так никогда и не были заполнены. Кризис католической церкви привел к тому, что уже через десять лет после открытия монастырь практически опустел. 

Яркие пятна отражают солнечный свет,  преобразуя его в мягкое цветное свечение, похожее на то, что дают витражи в традиционных церквях

Яркие пятна отражают солнечный свет,  преобразуя его в мягкое цветное свечение, похожее на то, что дают витражи в традиционных церквях

Долгие годы его уединение нарушали редкие паломники, да и те были студентами архитектурных вузов. Несколько лет назад Ла-Туретт начал оживать. Орден разрешил организовать в нем культурный центр, интересы которого делятся между архитектурой и религией. Пустующие кельи за небольшую плату сдаются тем, кто хочет остаться на ночь. Брат Оливье говорит, что большинство приезжает за уединением. Этого тут хватает.

Церковь представляет собой простую бетонную коробку, освещаемую через узкие цветные прорези

Церковь представляет собой простую бетонную коробку, освещаемую через узкие цветные прорези

Капелла освещается через круглое отверстие в крыше. Ле Корбюзье максимально использовал естественный свет

Капелла освещается через круглое отверстие в крыше. Ле Корбюзье максимально использовал естественный свет


Текст: Хельга Отнен-Жирар/Юлия Пешкова

Фото: кристиан шаулин

Комментарии