Минималистический сад в Подмосковье

В исполнении мечты Александра Гривко о создании модернистского сада сы­грала некоторую роль... я. Дом, вокруг которого он разбит, построили мои друзья – бюро Николая Лызлова АМЛ

“Регулярная” — геометрически распланированная —  часть сада занимает площадь в сорок соток и находится перед домом, там, где подъездная дорожка и главный вход. Девять шестидесятилетних лип были привезены из Германии (Гривко всегда лично ездит в питомники выбирать деревья для конкретных садов). Шестидесятилетние липы — самые взрослые из тех, что могут поместиться в машину

“Регулярная” — геометрически распланированная —  часть сада занимает площадь в сорок соток и находится перед домом, там, где подъездная дорожка и главный вход. Девять шестидесятилетних лип были привезены из Германии (Гривко всегда лично ездит в питомники выбирать деревья для конкретных садов). Шестидесятилетние липы — самые взрослые из тех, что могут поместиться в машину

Их заказчик – человек европейского вкуса, причастный к искусству. Ему и сад был нужен необычный, европейского склада. За советом, кому заказать ландшафт участка размером в гектар, архитекторы пришли ко мне: и как к главреду AD, и как к историку ландшафтной архитектуры. Ответ был однозначен – Саше Гривко: мы не раз печатали его работы, и я не знаю в России никого, кто ­делал бы сады лучше.

Растительные породы, использованные в саду, просты и практичны: липа мелколистная, бирючина обыкновенная (из нее ­выстрижены низкие бос­кеты, высокие изгороди —  из боярышника сливолистного). “Серебристый” куст на первом плане — дерен сибирский. Все эти растения естественны для нашего климата и хорошо переносят русскую зиму

Растительные породы, использованные в саду, просты и практичны: липа мелколистная, бирючина обыкновенная (из нее ­выстрижены низкие бос­кеты, высокие изгороди —  из боярышника сливолистного). “Серебристый” куст на первом плане — дерен сибирский. Все эти растения естественны для нашего климата и хорошо переносят русскую зиму

Рапортую: готовый сад оправдывает мою рекомендацию. Гривко, обсуждавший дета­ли проекта с архитектором интерьеров до­ма Марией Капленковой, разделил участок на две части. 

“Когда мы увидели эти светильники от Martini, страшно обрадовались — они так похожи на камыш!” — ­смеется Гривко

“Когда мы увидели эти светильники от Martini, страшно обрадовались — они так похожи на камыш!” — ­смеется Гривко

Сорок соток перед домом – “регулярные”: водоем, мощения, стриженые растения (как всегда, у компании Il Nature, арт‑директором которой Гривко служит, это липы из немецких питомников). За домом – газон и сосны: они при доме уже были, и их хотелось сохранить. 

Мощение участка выполнено из гранита. Прямоугольники на газоне — гравийно-песчаное основание, идеально пропускающее дождевую воду (на газоне никогда не будет луж)

Мощение участка выполнено из гранита. Прямоугольники на газоне — гравийно-песчаное основание, идеально пропускающее дождевую воду (на газоне никогда не будет луж)

“Мария сначала хотела видеть сад более архитектурным, но я убедил ее, что с газоном впечатление будет мягче и теплее, – вспоминает Гривко. – Спорили и про материал мощения: она предлагала бетон, я настоял на граните, он долговечнее”.

Стоящая у бассейна бронзовая скульптура, объединяющая образы самолета и чайки, — работа скульптора Олега Климова. Гривко часто с ним сотрудничает

Стоящая у бассейна бронзовая скульптура, объединяющая образы самолета и чайки, — работа скульптора Олега Климова. Гривко часто с ним сотрудничает

Гривко рассказывает о проекте подробно – о работе над рельефом (он на участке невыраженный, но устройство подпорных стенок позволило его разнообразить). О составе растений: “Тут всего три или четыре самые обычные породы, но деревья отборные – девять больших лип по шестьдесят лет и еще пятнадцать по сорок пять”. Радуется удачной подсветке: металлогалогеновые лампы – поворотные и не светят в глаза ночному гостю.

Еще одно растение, кото­рое можно найти в этом саду, — бересклет кры­латый, из него вы­стри­жены “шары” на ближ­нем к дому газоне

Еще одно растение, кото­рое можно найти в этом саду, — бересклет кры­латый, из него вы­стри­жены “шары” на ближ­нем к дому газоне

Рассказывается всё застенчиво: мол, я ничего такого не сделал, тут все такое простое... Но вот что я вам скажу: скромность, конечно, украшает, и пусть Саша скромничает. Но я-то имею право его хвалить: и как главный редактор, и как историк садов и парков.

“Мне давно хотелось сделать строгий и геометричный сад. Но наши заказчики таких обычно не просят, они склонны к классике. Это был для меня интересный проект, — говорит Гривко. — И строгий вовсе не значит “скучный”. Вот, например, у дома видно подсвеченное растение, похожее на зонт. Это ирга. Весной, в цвету, она похожа на белое облако. А цветет очень рано, как подснежники”

“Мне давно хотелось сделать строгий и геометричный сад. Но наши заказчики таких обычно не просят, они склонны к классике. Это был для меня интересный проект, — говорит Гривко. — И строгий вовсе не значит “скучный”. Вот, например, у дома видно подсвеченное растение, похожее на зонт. Это ирга. Весной, в цвету, она похожа на белое облако. А цветет очень рано, как подснежники”

Текст: Евгения Микулина

Фото: сергей карепанов
опубликовано в журнале №10 (100) октябрь 2011

Комментарии