Театральная архитектура

Раньше считалось, что театральные декорации – красивая времянка, а вот архитектура – ценность на века. В наши дни разница между ними стала стираться: архитекторы массово подались на сцену. 


1. Георгий Цыпин

Выпускник МАрхИ, в 1970-е годы уехал в Америку, где изучал театральный дизайн. Создавал декорации для Зальцбургского фестиваля, Оперы Бастилия, Ковент-Гардена, Ла Скалы, Метрополитен-оперы и Большого театра. В 2002‑м у Цыпина прошла выставка в рамках Венецианской биеннале.

Театральная архитектура

Spider-Man: Turn Off the Dark ­

Мюзикл, в основе которого одноименный комикс, c самого начала задумывался как самый-самый: Боно и Эдж из группы U2 в роли композиторов, невиданный доселе бюджет и чудеса техники в придачу. Не удивительно, что и проблемы с постановкой носили почти космический размах. 

В кульминационный момент “Спайдермена” из задника сцены вырастает небоскреб Chrysler

В кульминационный момент “Спайдермена” из задника сцены вырастает небоскреб Chrysler

“Все бродвейские мюзиклы сперва обкатывают в провинции, но со “Спайдерменом” это было невозможно”, – рассказывает театральный художник Георгий Цыпин. – Чтобы смонтировать декорации, здание Foxwoods Theatre пришлось полностью перестроить”. 

В спектакле задействованы девять каскадеров, пять из них выходят на сцену в финале спектакля

В спектакле задействованы девять каскадеров, пять из них выходят на сцену в финале спектакля

Спектакль готовили несколько лет, но даже премьера, состоявшаяся в ноябре 2010 года, не поставила точку в этой истории: сценаристы перекроили сюжет комикса до неузнаваемости, публика это не оценила, и “Спайдермена” отправили на доработку. Второй вариант, близок к оригиналу во всех отношениях. 

Сцена в редакции газеты

Сцена в редакции газеты

Город, удивительно похожий на настоящий Нью-Йорк, Цыпин “срисовал” с комиксов, которые, по его признанию, впервые взял в руки, только когда начал работу над “Спайдерменом”. “Оказалось, что существует целая традиция изображения города, – говорит Георгий. – Там всегда выражена перспектива”.

Вход в Foxwoods Theatre на 42-й улице

Вход в Foxwoods Theatre на 42-й улице

Однако в театре нет ближних и дальних планов, и, чтобы впечатление от спектакля не было плоским, декорации в буквальном смысле закрутили вокруг паука. 

Перед последней схваткой с главным героем Зеленый Гоблин успевает сыграть на рояле

Перед последней схваткой с главным героем Зеленый Гоблин успевает сыграть на рояле

Динамика, с которой движется созданный Цыпиным город, вырастающие прямо у тебя на глазах небоскребы и летающие среди них герои производят впечатление посильнее того, что можно получить, сидя в зале 3D-кинотеатра.

Футуристическая лаборатория, в которой главный герой получает роковой паучий укус

Футуристическая лаборатория, в которой главный герой получает роковой паучий укус

2. Джон Поусон

Выпускник Архитектурной ассоциации в Лондоне. Известен как архитектор-минималист, свои принципы изложил в книге “Минимум” 1996 года. Среди его проектов монастырь “Новый двор” в Чехии, мост в королевском ботаническом саду в Кью, бутики Calvin Klein.

Театральная архитектура

Сhroma 

Одноактный балет поставил в 2006 году британец Уэйн Макгрегор – первый хореограф-модернист, ставший резидентом Ковент-Гардена. Декорации, придуманные для спектакля Джоном Поусоном, выглядят скупо даже по меркам известного архитекто­ра-минималиста. 

Единственное средство преображения сцены — это освещение, которым занималась Люси Картер

Единственное средство преображения сцены — это освещение, которым занималась Люси Картер

По сути это просто белая коробка высотой десять метров, затянутая белой эластичной тканью. Она служит контрастным фоном для ­причудливой хореографии Макгрегора – экспериментатора и поклонника ­но­вых технологий, которого называют “деконструктором человеческого тела”. 

Из декораций на сцене — один лишь встроенный экран с подсветкой

Из декораций на сцене — один лишь встроенный экран с подсветкой

“Я не собирался усложнять жизнь артистам, выстраивая на сцене сложные объекты, – рассказывает Поусон. – Я хотел, чтобы они танцевали в пустоте, появляясь словно из ниоткуда и снова пропадая в никуда”. 

Эскиз декораций Джона Поусона

Эскиз декораций Джона Поусона

3. Сантьяго Калатрава

Испанский архитектор и скульптор. Выпускник Валенсийского политехнического университета. Среди его проектов – Олимпийский комплекс в Афинах, Научный городок в его родной Валенсии и многочисленные мосты.

Театральная архитектура

Why Am I Not Where You Are 

Приглашение поучаствовать в проекте “Архитектура танца” Сантьяго Калатрава получил от балетмейстера “Нью-Йорк Сити балет” Питера Мартинса. Результат публике представили в конце 2010 года. 

Абстрактные декорации Калатравы многие воспринимают как метафору танца

Абстрактные декорации Калатравы многие воспринимают как метафору танца

Ажурные конструкции из нейлона, натянутого на алюминиевый каркас, очень похожи на футуристические постройки Калатравы. Однако никакой функциональной нагрузки у них нет – это чистое искусство. 

Театральная архитектура

Характерно, что создавались они не под конкретную постановку. Напротив, вся хореография балета Why Am I Not Where You Are выросла из этих пространственных фантазий Калатравы.

Арочная конструкция на сцене напоминает знаменитые мосты Калатравы

Арочная конструкция на сцене напоминает знаменитые мосты Калатравы

Текст: Анастасия Ромашкевич

Фото: paul kolnik; cindy palmano; richard davies, getty images/fotobank.com; архив пресс-службы
Теги:
опубликовано в журнале №10 (100) октябрь 2011

Комментарии