Театральная архитектура

Раньше считалось, что театральные декорации – красивая времянка, а вот архитектура – ценность на века. В наши дни разница между ними стала стираться: архитекторы массово подались на сцену. 


1. Георгий Цыпин

Выпускник МАрхИ, в 1970-е годы уехал в Америку, где изучал театральный дизайн. Создавал декорации для Зальцбургского фестиваля, Оперы Бастилия, Ковент-Гардена, Ла Скалы, Метрополитен-оперы и Большого театра. В 2002‑м у Цыпина прошла выставка в рамках Венецианской биеннале.

Spider-Man: Turn Off the Dark ­

Мюзикл, в основе которого одноименный комикс, c самого начала задумывался как самый-самый: Боно и Эдж из группы U2 в роли композиторов, невиданный доселе бюджет и чудеса техники в придачу. Не удивительно, что и проблемы с постановкой носили почти космический размах. 

В кульминационный момент “Спайдермена” из задника сцены вырастает небоскреб Chrysler

“Все бродвейские мюзиклы сперва обкатывают в провинции, но со “Спайдерменом” это было невозможно”, – рассказывает театральный художник Георгий Цыпин. – Чтобы смонтировать декорации, здание Foxwoods Theatre пришлось полностью перестроить”. 

В спектакле задействованы девять каскадеров, пять из них выходят на сцену в финале спектакля

Спектакль готовили несколько лет, но даже премьера, состоявшаяся в ноябре 2010 года, не поставила точку в этой истории: сценаристы перекроили сюжет комикса до неузнаваемости, публика это не оценила, и “Спайдермена” отправили на доработку. Второй вариант, близок к оригиналу во всех отношениях. 

Сцена в редакции газеты

Город, удивительно похожий на настоящий Нью-Йорк, Цыпин “срисовал” с комиксов, которые, по его признанию, впервые взял в руки, только когда начал работу над “Спайдерменом”. “Оказалось, что существует целая традиция изображения города, – говорит Георгий. – Там всегда выражена перспектива”.

Вход в Foxwoods Theatre на 42-й улице

Однако в театре нет ближних и дальних планов, и, чтобы впечатление от спектакля не было плоским, декорации в буквальном смысле закрутили вокруг паука. 

Перед последней схваткой с главным героем Зеленый Гоблин успевает сыграть на рояле

Динамика, с которой движется созданный Цыпиным город, вырастающие прямо у тебя на глазах небоскребы и летающие среди них герои производят впечатление посильнее того, что можно получить, сидя в зале 3D-кинотеатра.

Футуристическая лаборатория, в которой главный герой получает роковой паучий укус

2. Джон Поусон

Выпускник Архитектурной ассоциации в Лондоне. Известен как архитектор-минималист, свои принципы изложил в книге “Минимум” 1996 года. Среди его проектов монастырь “Новый двор” в Чехии, мост в королевском ботаническом саду в Кью, бутики Calvin Klein.

Сhroma 

Одноактный балет поставил в 2006 году британец Уэйн Макгрегор – первый хореограф-модернист, ставший резидентом Ковент-Гардена. Декорации, придуманные для спектакля Джоном Поусоном, выглядят скупо даже по меркам известного архитекто­ра-минималиста. 

Единственное средство преображения сцены — это освещение, которым занималась Люси Картер

По сути это просто белая коробка высотой десять метров, затянутая белой эластичной тканью. Она служит контрастным фоном для ­причудливой хореографии Макгрегора – экспериментатора и поклонника ­но­вых технологий, которого называют “деконструктором человеческого тела”. 

Из декораций на сцене — один лишь встроенный экран с подсветкой

“Я не собирался усложнять жизнь артистам, выстраивая на сцене сложные объекты, – рассказывает Поусон. – Я хотел, чтобы они танцевали в пустоте, появляясь словно из ниоткуда и снова пропадая в никуда”. 

Эскиз декораций Джона Поусона

3. Сантьяго Калатрава

Испанский архитектор и скульптор. Выпускник Валенсийского политехнического университета. Среди его проектов – Олимпийский комплекс в Афинах, Научный городок в его родной Валенсии и многочисленные мосты.

Why Am I Not Where You Are 

Приглашение поучаствовать в проекте “Архитектура танца” Сантьяго Калатрава получил от балетмейстера “Нью-Йорк Сити балет” Питера Мартинса. Результат публике представили в конце 2010 года. 

Абстрактные декорации Калатравы многие воспринимают как метафору танца

Ажурные конструкции из нейлона, натянутого на алюминиевый каркас, очень похожи на футуристические постройки Калатравы. Однако никакой функциональной нагрузки у них нет – это чистое искусство. 

Характерно, что создавались они не под конкретную постановку. Напротив, вся хореография балета Why Am I Not Where You Are выросла из этих пространственных фантазий Калатравы.

Арочная конструкция на сцене напоминает знаменитые мосты Калатравы

Текст: Анастасия Ромашкевич

Фото: paul kolnik; cindy palmano; richard davies, getty images/fotobank.com; архив пресс-службы
Теги:
опубликовано в журнале №10 (100) октябрь 2011

читайте также

Комментарии