"Луна над Алабамой" Тобиаса Ребергера

В немецком городе Мюнстере даже не умеющий читать малыш может легко ответить на вопрос: а светит ли сейчас над далекой Алабамой луна? Оффлайн, без всяких чудес интернета, просто благодаря новым скульптурам Тобиаса Ребергера, установленным в привокзальном квартале.

"Луна над Алабамой" Тобиаса Ребергера

Скульптуры так и называются The Moon in Alabama, и загораются они именно в тот момент, когда над американским штатом восходит настоящая луна. Когда проект будет завершен, а случится это к середине лета 2014 года, то "алабамская" луна будет сиять в вестфальском городе в одиннадцати точках. Пока же реализованы только две из выдуманных художником одиннадцати "Лун в Алабаме".

"Луна над Алабамой" Тобиаса Ребергера

На самом деле это не просто скульптуры, и история их возникновения тоже не так проста. Во-первых, это преобразованные распределительные будки, серые уродливые ящики, зачастую обклеенные объявлениями и расписанные граффити. Будок в привокзальном квартале много – 69 штук, причем находятся они в самых неподходящих с эстетической точки зрения местах и вредят внешности и без того непрезентабельного района ужасным образом.

Во-вторых, это особый вид уличной мебели – функциональные скульптуры. Как заметил Петер Кремер, один из инициаторов проекта: "Нам хотелось, чтобы люди имели возможность и в этом "служебном" районе находить романтические уголки для свиданий, бесед, отдыха" – некий вариант парковой скамейки в отсутствии парка. Когда нет деревьев, скамеек и луны – художнику под силу сотворить их.

Фестиваль Skulptur Projekte Münster, 2007.

Фестиваль Skulptur Projekte Münster, 2007.

Правда, такое мирное сосуществование городской среды и современного искусства стало возможно не сразу. Кураторам и искусствоведам потребовались годы, чтобы воспитать консервативных мюнстериан и привить им если не любовь, то хотя бы понимание. История началась в 1970-х годах, когда знаменитый Каспер Кёниг (Kasper König) занимался организацией выставки скульптуры от Родена до современности в Мюнстере. Тогда разразился первый большой скандал: горожане отказались покупать скульптуру "Три вращающихся квадрата" американца Джорджа Рики, но городу все же не удалось избежать "вторжения" – квадраты были приобретены частным банком и установлены в парке Мюнстера.

"Луна над Алабамой" Тобиаса Ребергера

В 1977 году началось первое массовое нашествие скульпторов на вестфальский город – стартовал фестиваль Skulptur Projekte Münster, искусство в публичном пространстве. Художники в тот год могли работать только под охраной полиции. Однажды ночью жителям даже удалось выкатить из парка гигантские бильярдные шары Клэса Ольденбурга – в настоящее время этот объект является одной из достопримечательностей города.

"Луна над Алабамой" Тобиаса Ребергера

Фестиваль 1987 года проходил в не менее сложных условиях – фигура "Желтой Мадонны" исчезала ночью из старого города неоднократно. И неоднократно возвращалась днем на место. Но воспитательные работы не прошли даром. В 1997 году Skulptur Projekte Münster не были омрачены никакими скандалами, а десять лет спустя, в 2007-м, город гордо отчитался, что самую гигантскую мировую выставку скульптуры посетили более полумиллиона человек.

"Луна над Алабамой" Тобиаса Ребергера

Сам же Тобиас Ребергер был знаком мюнстерианам уже по фестивалю скульптуры 1997 года. Тогда в парке на Аа-озере он установил один из своих баров "Günter’s (wiederbeleuchtet)". Бары вообще характерны, если можно так выразиться, для творчества профессора высшей школы искусств Штедель (Франкфурт-на-Майне). Недавно пара его баров была установлена в одном из отелей Нью-Йорка, за кафетерий в Венеции он получил в 2009 году "Золотого льва".

Кроме баров и кафе Тобиас Ребергер делает подвесные дома на деревьях (есть и с удобствами) и даже висячий мост – над каналом Эмшер в 2010 году был установлен похожий на пружину Slinky. Его авторский стиль отличает любовь к ясным геометрическим формам, ярким плакатным цветам. Тобиасу Ребергеру важно сочетание художественной выразительности и дизайнерской функциональности. Он не творит, а проектирует свои художественные объекты. Про его скульптуру иногда можно сказать, что это – архитектура, порой отнести ее к разряду "интерьер". В случае The Moon in Alabama преобразованные распределительные будки можно назвать мебелью.

Мост над каналом

Мост над каналом "Slinky springs to fame"

Одиннадцать из 69 серых ящиков с легкой руки Ребергера попали в произведения искусства. На этом можно было бы остановиться. Но не в Мюнстере – сорок лет воспитания искусством не проходит даром. Во-первых, работа над оставшимися нетронутыми распределительными будками продолжалась всю осень. Они стали учебными объектами для школьников трех мюнстерских гимназий. Под руководством преподавателей Академии художеств ученики изучали возможные способы "переключения" реальности и представили результаты работы на выставке, открытой в конце ноября.

Во-вторых, был поставлен на повестку дня следующий вопрос: как узкий, заставленный велосипедами лаз, ведущий от вокзала к центру Мюнстера, превратить в нормальную пешеходную улицу? Незнакомому с городом это покажется простой задачей. Но для самого велосипедного города Германии это не так-то просто: одной четырехэтажной парковки для 3,5 тысяч велосипедов не хватает. Очевидно, опять нужен художественный подход.

"Луна над Алабамой" Тобиаса Ребергера

Текст: Елена Невердовски.

Комментарии