"Луна над Алабамой" Тобиаса Ребергера

В немецком городе Мюнстере даже не умеющий читать малыш может легко ответить на вопрос: а светит ли сейчас над далекой Алабамой луна? Оффлайн, без всяких чудес интернета, просто благодаря новым скульптурам Тобиаса Ребергера, установленным в привокзальном квартале.

Скульптуры так и называются The Moon in Alabama, и загораются они именно в тот момент, когда над американским штатом восходит настоящая луна. Когда проект будет завершен, а случится это к середине лета 2014 года, то "алабамская" луна будет сиять в вестфальском городе в одиннадцати точках. Пока же реализованы только две из выдуманных художником одиннадцати "Лун в Алабаме".

На самом деле это не просто скульптуры, и история их возникновения тоже не так проста. Во-первых, это преобразованные распределительные будки, серые уродливые ящики, зачастую обклеенные объявлениями и расписанные граффити. Будок в привокзальном квартале много – 69 штук, причем находятся они в самых неподходящих с эстетической точки зрения местах и вредят внешности и без того непрезентабельного района ужасным образом.

Во-вторых, это особый вид уличной мебели – функциональные скульптуры. Как заметил Петер Кремер, один из инициаторов проекта: "Нам хотелось, чтобы люди имели возможность и в этом "служебном" районе находить романтические уголки для свиданий, бесед, отдыха" – некий вариант парковой скамейки в отсутствии парка. Когда нет деревьев, скамеек и луны – художнику под силу сотворить их.

Фестиваль Skulptur Projekte Münster, 2007.

Правда, такое мирное сосуществование городской среды и современного искусства стало возможно не сразу. Кураторам и искусствоведам потребовались годы, чтобы воспитать консервативных мюнстериан и привить им если не любовь, то хотя бы понимание. История началась в 1970-х годах, когда знаменитый Каспер Кёниг (Kasper König) занимался организацией выставки скульптуры от Родена до современности в Мюнстере. Тогда разразился первый большой скандал: горожане отказались покупать скульптуру "Три вращающихся квадрата" американца Джорджа Рики, но городу все же не удалось избежать "вторжения" – квадраты были приобретены частным банком и установлены в парке Мюнстера.

В 1977 году началось первое массовое нашествие скульпторов на вестфальский город – стартовал фестиваль Skulptur Projekte Münster, искусство в публичном пространстве. Художники в тот год могли работать только под охраной полиции. Однажды ночью жителям даже удалось выкатить из парка гигантские бильярдные шары Клэса Ольденбурга – в настоящее время этот объект является одной из достопримечательностей города.

Фестиваль 1987 года проходил в не менее сложных условиях – фигура "Желтой Мадонны" исчезала ночью из старого города неоднократно. И неоднократно возвращалась днем на место. Но воспитательные работы не прошли даром. В 1997 году Skulptur Projekte Münster не были омрачены никакими скандалами, а десять лет спустя, в 2007-м, город гордо отчитался, что самую гигантскую мировую выставку скульптуры посетили более полумиллиона человек.

Сам же Тобиас Ребергер был знаком мюнстерианам уже по фестивалю скульптуры 1997 года. Тогда в парке на Аа-озере он установил один из своих баров "Günter’s (wiederbeleuchtet)". Бары вообще характерны, если можно так выразиться, для творчества профессора высшей школы искусств Штедель (Франкфурт-на-Майне). Недавно пара его баров была установлена в одном из отелей Нью-Йорка, за кафетерий в Венеции он получил в 2009 году "Золотого льва".

Кроме баров и кафе Тобиас Ребергер делает подвесные дома на деревьях (есть и с удобствами) и даже висячий мост – над каналом Эмшер в 2010 году был установлен похожий на пружину Slinky. Его авторский стиль отличает любовь к ясным геометрическим формам, ярким плакатным цветам. Тобиасу Ребергеру важно сочетание художественной выразительности и дизайнерской функциональности. Он не творит, а проектирует свои художественные объекты. Про его скульптуру иногда можно сказать, что это – архитектура, порой отнести ее к разряду "интерьер". В случае The Moon in Alabama преобразованные распределительные будки можно назвать мебелью.

Мост над каналом "Slinky springs to fame"

Одиннадцать из 69 серых ящиков с легкой руки Ребергера попали в произведения искусства. На этом можно было бы остановиться. Но не в Мюнстере – сорок лет воспитания искусством не проходит даром. Во-первых, работа над оставшимися нетронутыми распределительными будками продолжалась всю осень. Они стали учебными объектами для школьников трех мюнстерских гимназий. Под руководством преподавателей Академии художеств ученики изучали возможные способы "переключения" реальности и представили результаты работы на выставке, открытой в конце ноября.

Во-вторых, был поставлен на повестку дня следующий вопрос: как узкий, заставленный велосипедами лаз, ведущий от вокзала к центру Мюнстера, превратить в нормальную пешеходную улицу? Незнакомому с городом это покажется простой задачей. Но для самого велосипедного города Германии это не так-то просто: одной четырехэтажной парковки для 3,5 тысяч велосипедов не хватает. Очевидно, опять нужен художественный подход.

Текст: Елена Невердовски.

читайте также

Комментарии