Субъект культа: Андреа Палладио

В нашей рубрике “Субъект культа” итальянский архитектор и изобретатель универсального архитектурного языка Андреа Палладио. Рассказывает Анастасия Углик.

Будущий законодатель архитектурной моды Андреа Палладио родился 30 ноября 1508 года в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье каменщика Пьетро делла Гондолы.

Будущий законодатель архитектурной моды Андреа Палладио родился 30 ноября 1508 года в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье каменщика Пьетро делла Гондолы.

Андреа Палладио в архитектуре – это все равно что Леонардо да Винчи в живописи. Его имя слышали все, многие видели собственными глазами его архитектурные сооружения, а некоторые даже пили коктейль, названный в его честь. А совсем уж большие знатоки понимают, что он изобрел тип классической загородной виллы, к которому восходят и Малый Трианон, и Дом Пашкова, и Белый дом в Вашингтоне.

Вилла “Ротонда”, или ­более точно вилла Альмерико-Капра, — чуть ли не самый знаменитый частный дом на свете. Построена в 1551–1591 годах под Виченцей. Сейчас принадлежит Марио ди Вальмаране, бывшему профессору архитектуры университета Вирджинии.

Вилла “Ротонда”, или ­более точно вилла Альмерико-Капра, — чуть ли не самый знаменитый частный дом на свете. Построена в 1551–1591 годах под Виченцей. Сейчас принадлежит Марио ди Вальмаране, бывшему профессору архитектуры университета Вирджинии.

В 1990-х годах один антиквар выкупил за бесценок у наследников Жолтовского прижизненное издание труда Палладио – “Четыре книги об архитектуре”. Судя по полям, советский академик читал том внимательно. Там были и его собственные расчеты, и выкрики “верно!”, и отметки напротив осо­бенно понравившихся выводов.

В плане вилла “Ротонда” абсолютно симметрична и на все четыре стороны смотрит одинаковыми портиками — по шесть ионических колонн в каждом.

В плане вилла “Ротонда” абсолютно симметрична и на все четыре стороны смотрит одинаковыми портиками — по шесть ионических колонн в каждом.

Причин неизменной популярности Палладио историки архитектуры называют множество. Но, пожалуй, главная – итальянский архитектор никогда и ничего не копировал. Зато оставил в наследство благодарным потомкам множество архитектурных кубиков, из которых они без особен­ного труда много веков собирали свои собственные конструкции. Его аккуратные и техничные рисунки понятны и наглядны.

Вилла Барбаро в Мазере была построена Палладио в 1560-х годах для его благодете­лей — Даниеле и Марк­антонио Барбаро.

Вилла Барбаро в Мазере была построена Палладио в 1560-х годах для его благодете­лей — Даниеле и Марк­антонио Барбаро.

Палладио чуть ли не единственный архитектор итальянского Возрождения, который был изначально не художником, а простым каменщиком. Поэтому не забывал, что удобные конюшни не менее важны, чем господский дом, и что рассуждения о божественном предназначении архитектуры надо подкреплять весомыми доказательствами. Например, построить церковь Иль Реденторе и в ритмической системе античного ордера выразить всю благодарность Спасителю за избавление Венеции от чумы 1575 года.

На вилле Барбаро к реальной архитектуре Палладио добавилась и нарисованная — фрески Паоло Веронезе.

На вилле Барбаро к реальной архитектуре Палладио добавилась и нарисованная — фрески Паоло Веронезе.

Псевдоним, под которым Палла­дио прославился, придумал Джан-Джорджо Триссино, итальянский гуманист и его первый заказчик. Настоящее имя – Андреа ди Пьетро делла Гондола – показалось Триссино слишком вялым для такого талантливого молодого человека. Тогда он вспомнил про Палладион,­ легендарную скульптуру Афины­ Паллады, которая до поры до времени защищала Трою от всех напастей.

Палладио хотел, чтобы разные зоны собора Сан-Джорджо Маджоре были выделены разными видами ордера. Подкупольные столбы — как самая значимая часть — оформлялись двумя полуколон­нами и двумя пилястрами.

Палладио хотел, чтобы разные зоны собора Сан-Джорджо Маджоре были выделены разными видами ордера. Подкупольные столбы — как самая значимая часть — оформлялись двумя полуколон­нами и двумя пилястрами.

Таким же талисманом города Виченцы должен был стать и бывший каменщик. Правда, скоро оказалось, что его возможности распространяются куда шире. Палладио делал все, что входило в программу образования архитектора того времени: ездил в Рим, где зарисовывал античные памятники, учил наизусть “Десять книг об архитектуре” Витрувия, боготворил Альберти. Но ему единственному из всей ренессансной плеяды удалось создать новый язык пропорций, которым смогли пользоваться другие.

План собора Сан-Джорджо Маджоре является компромиссом между традиционным базиликальным (его хотели заказчики-бенедиктинцы) и центрическим (более отвечающим вкусам самого Палладио).

План собора Сан-Джорджо Маджоре является компромиссом между традиционным базиликальным (его хотели заказчики-бенедиктинцы) и центрическим (более отвечающим вкусам самого Палладио).

А еще Палладио выдумал и довел до совершенства тип дома, подхо­дящего для достойной жизни человека просвещенного и тонко чувствующего гармонию и в природе, и в искусстве.

Собор бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре на одноименном острове был заложен в 1566 году.

Собор бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре на одноименном острове был заложен в 1566 году.

Все современные архитекторы должны быть ему благодарны хотя бы за то, что он вывел частное строительство из разряда недостойных истинного зодчего занятий. И он же буквально походя определил на много веков вперед развитие театральной декорации и театра вообще, возведя театр Олимпико в Виченце.

Старейшее крытое театральное здание — театр  Олимпико в Виченце — было построено в 1580-х годах. Палладио воспроизвел древнеримский  амфитеатр и накрыл его двускатной крышей.

Старейшее крытое театральное здание — театр  Олимпико в Виченце — было построено в 1580-х годах. Палладио воспроизвел древнеримский  амфитеатр и накрыл его двускатной крышей.

Сам Палладио, скорее всего, уди­вился бы безмерно, узнав о своей ­нынешней репутации новатора и авангардиста. Он-то всю жизнь искренне полагал, что занимается восстановлением античной традиции по фрагментам сохранившихся зданий. И тщился хотя бы на шаг приблизиться к величию древних. Но теперь поздно – большинство современных архитекторов уже признали ­его за своего. 

Декорации в Олимпико стационарные: это вид идеального ренессансного города с семью перспективами улиц.

Декорации в Олимпико стационарные: это вид идеального ренессансного города с семью перспективами улиц.

Фасад венецианской церкви Иль Реденторе (заложена в 1577 году) состоит из двух классических портиков, наложенных друг на друга.

Фасад венецианской церкви Иль Реденторе (заложена в 1577 году) состоит из двух классических портиков, наложенных друг на друга.

Вдоль всего длинного нефа Иль Реденторе архитектор пустил парные коринфские колонны, усилив их в подкупольной зоне дополнительными пилястрами.

Вдоль всего длинного нефа Иль Реденторе архитектор пустил парные коринфские колонны, усилив их в подкупольной зоне дополнительными пилястрами.

Текст: Анастасия Углик

Фото: HAISAM HUSSEIN; ARCAID; АЛЕКСЕЙ РАСТОРГУЕВ; CORBIS/RPG; GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM; AKG-IMAGES/EAST NEWS
опубликовано в журнале №6 (74) июнь 2009

Комментарии