5 исторических ландшафтных стилей

Какие бывают исторические ландшафтные стили? Можно ли в России разбить китайский сад? Сколько гектаров займет подмосковный Версаль? Ответы на вопросы – в нашей статье.

1. Ренессанс

Сад Петралия, одной из вилл Медичи во Флоренции, разбит симметрично относительно центральной оси.

Разговор о ландшафтном дизайне в Европе обычно начинается с итальянских регулярных садов эпохи Возрождения. Дело не в недостатке уважения к арабскому или средневековому садоводству. Просто именно в Италии в XV–XVI веках садово-парковое искусство стало интересно людям. Появились книги полезных советов – что и как сажать.

Нимфеум (павильон нимф) в парке Видевиль, Франция.

Главной своей целью ренессансные садовники считали возрождение античности (описания римских садов им были известны по письмам Плиния-старшего). В саду должно было быть много стриженой (топиарной) зелени, растений в кадках и мифологических скульптур – Венер, Нептунов, сатиров и нимф. Чтобы этому народу было где жить, в итальянском саду строили много архитектуры – павильонов и гротов, иногда довольно зловещих (деятели Возрождения верили, что сад должен отразить всю полноту контрастов, которые есть в мире).

Грот в “Священном саду” Бомарцо в Италии.

Идея изображения “вселенной в миниатюре” присутствовала в каждом итальянском саду. Представления о мире тогда были сугубо математическими, и сады были симметрично спланированы относительно центральной оси.

Скульптура в саду замка Соранья в окрестностях Пармы

Еще одна важная черта итальянского сада – множество террас и лестниц: они возникали потому, что участки располагались на крутом рельефе. Итальянские регулярные сады быстро стали популярны по всей Европе.

Скамья из садов Аньелли на вилле Пероза, Италия.

Можно такой разбить и в России, тем более что огромного участка для этого не нужно. Главное – выбрать для топиарной стрижки растения, которым у нас не холодно. Замените самшит на кизильник – и вперед.

Садовую решетку с ренессансным орнаментом лучше делать из металла.

2. Барокко

Панорама Версальского дворца и парка. Акварель Пьера Пателя, XVII век.

В XVII веке итальянский регулярный сад сменился французским садом эпохи барокко. Французский сад эпохи барокко – тоже регулярный, но на своего итальянского предшественника он похож мало.

Один из фонтанов в Версальском парке.

Представьте себе: плоская местность, посередине – дворец. Центральная ось парка проходит через главный зал дворца и уходит в бесконечность, к далеким холмам. Парк разбит для увеселения одного человека – хозяина (в главном парке барокко, Версале, это король Людовик XIV).

Андре Ленотр (1613—1700) — создатель самых знаменитых барочных парков, Во-ле-Виконта и Версаля.

Рядом с дворцом – партер, украшенный стрижеными пирамидками зелени и скульптурой. Южная часть партера – цветочная, северная – просто стриженая. Во-первых, там меньше солнечного света. Во-вторых, разнообразие не дает скучать.

Зеленый партер и топиарная стрижка в Во-ле-Виконте.

Дальше по оси – огромный водоем с барочным фонтаном (какой-нибудь торжественной аллегорией власти). По обеим сторонам водоема – бесчисленные посыпанные песком аллеи, в конце которых прячется павильон или статуя: прелестный сюрприз, который развлечет монарха, если он сюда забредет.

Скульптурная группа в Версальском парке.

Дальше – охотничьи угодья. Этот сад – сцена для придворных спектаклей, водных феерий, пикников. Сад поистине королевский: в Царском Селе есть такой. И размеры у него королевские – только “Малый парк” в Версале занимает 100 гектаров. Так что считайте сами.

Барочная садовая решетка

страница 1 из 2 Читать далее
Фото: CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы
опубликовано в журнале №5 май 2004

читайте также

Комментарии