Дом-скульптура в Мадриде

Искусствоведы любят порассуждать, чем разнятся современная архитектура и скульптура. И в самом деле, нынешние архитектурные шедевры иногда столь причудливы по форме и функции, что и на дома-то мало похожи. C другой стороны, скульптура часто оказывается весьма масштабной и конструктивно сложной. В конце концов решено было (отчасти в шутку, но в каждой шутке есть, как известно, доля истины) считать так: если в конструкцию можно войти и как-нибудь внутри разместиться, это архитектура. Если нет – скульптура.

На крыше устроен большой бассейн (внутри дома есть еще один). Отражаясь в нем, серые бетонные объемы здания смотрятся особенно эффектно.

На крыше устроен большой бассейн (внутри дома есть еще один). Отражаясь в нем, серые бетонные объемы здания смотрятся особенно эффектно.

Постройка испанского архитектурного бюро A-cero, возглавляемого Хоакином Торресом, – дом в мадридском пригороде Сомосагуасе – вынуждает хотя бы отчасти пересмотреть это искусствоведческое деление. Взглянешь на его план, и сразу видно, что это настоящий жилой дом.

Одна из причин сложной композиции объемов здания — стремление обеспечить в нем естественную циркуляцию воздуха.

Одна из причин сложной композиции объемов здания — стремление обеспечить в нем естественную циркуляцию воздуха.

В доме три уровня. На верхнем – студия хозяев-художников: виды на окрестные горы здесь просто фантастические. На среднем сосредоточены обычные жилые функции – гостиная, столовая, кухня, бассейн (в доме есть еще один на крыше), хозяйская спальня. В подвале – зона всяких развлечений с баром, спортзалом, винным погребом и даже чилаутом для домашних дискотек. При полном соблюдении принципа свободной планировки все в интерьере устроено очень удобно и правильно: широкие лестницы, дизайнерская мебель, кухня из кориана, сделанная по дизайну архитекторов.

На террасе возле бассейна стоят шезлонги по дизайну архитекторов A-сero.

На террасе возле бассейна стоят шезлонги по дизайну архитекторов A-сero.

Отделочные материалы вполне консервативные – полы, например, выложены местным белым песчаником. Как и положено, имеются вкрапления антиквариата, вроде входных дверей XVIII века, привезенных из Толедо, или жалюзи XVII века из индийской провинции Уттар-Прадеш. В общем, по всем приметам дом как дом, без претензий на радикализм. 

Лестница ведет от входа на нижний уровень,  где расположены основные жилые помещения.

Лестница ведет от входа на нижний уровень,  где расположены основные жилые помещения.

Вот только форма, в ко­торую облачено это полезное и разумное содержание, невероятно далека от традиций и стандартов. Геометрия бетонных объемов, в которые “вырастает” строго функциональный план дома, заставляет думать не о жилье и отдыхе, а о каких-то далеких от реальности вещах, вроде космических кораблей из фильмов Джорджа Лукаса, радикальных арт-ин­стал­ляций или вздыбившихся пластами, изломанных ледников Антарктики.

Внутренний бассейн на нижнем этаже дома граничит с комнатой отдыха. Журнальный столик по дизайну A-cero.

Внутренний бассейн на нижнем этаже дома граничит с комнатой отдыха. Журнальный столик по дизайну A-cero.

На самом деле источник этих серых, с процарапанными по поверхности горизонтальными линиями бетонных скоб и загогулин находится рядом – это окрестные горы. Их цвет и фактуру дом повторяет почти буквально, а форму архитекторы трактовали метафорически. Облик дома – пластический этюд на тему местных скал, увиденных каким-то особо острым зрением. Они стали выпуклыми – словно освещенные “не нашим” солнцем ландшафты с картин Сальвадора Дали. Решая свою локальную задачу, молодые испанские архитекторы умудрились создать самую настоящую жилую скульптуру.

Спальня хозяев. Кровать, покрытая белым лаком, создана по дизайну архитекторов. Картина — работа корейской художницы Ки-бонг Ри. Пуфы Barcelona, дизайнер Людвиг Мис ван дер Роэ, Knoll.

Спальня хозяев. Кровать, покрытая белым лаком, создана по дизайну архитекторов. Картина — работа корейской художницы Ки-бонг Ри. Пуфы Barcelona, дизайнер Людвиг Мис ван дер Роэ, Knoll.

Критики часто жалуются, что с современным искусством трудно жить, слишком оно агрессивное. Ничего подобного, смотря какое искусство. Если хорошее, то жить можно не только с ним, но и внутри него.

Кухня из кориана и белые стулья, обтянутые кожей, созданы по эскизам архитекторов.  Блюда, Vinҫon.

Кухня из кориана и белые стулья, обтянутые кожей, созданы по эскизам архитекторов.  Блюда, Vinҫon.

Фрагмент гостиной. Диваны и столики, как и почти вся мебель в доме, придуманы архитекторами A-cero.

Фрагмент гостиной. Диваны и столики, как и почти вся мебель в доме, придуманы архитекторами A-cero.

Текст: Клэр Боссю-Руссо

Фото: Эухени понс
опубликовано в журнале №10 (78) октябрь 2009

Комментарии