Интервью с Родольфо Дордони

Имя Родольфо Дордони известно всем, кто хоть немного интересуется дизайном. Это мэтр, безусловная звезда, один из основателей того, что называют “итальянским стилем”.


Родольфо Дордони

Краткая биография:

  • Родился в Милане в 1954 году.
  • В 1979 году получил диплом архитектора в Миланском политехническом институте.
  • Работал арт-директором Artemide, FontanaArte, Foscarini, Cappellini (с 1979 по 1989 год), Minotti (с 1997 года), Roda (с 2006 года).
  • В 2005 году совместно с Алессандро Ачерби и Лукой Дзанабони основал архитектурное бюро Dordoni Architetti.


Родольфо сотрудничал со всеми известными итальянскими компаниями: Minotti, Cassina, Cappellini, Poltrona Frau, Kartell, Flos, Flou, Moroso, Molteni & C, Artemide, FontanaArte, Foscarini, Venini – и это еще не полный список. Однако попробуйте вспомнить какую-нибудь его вещь. Скорее всего, не получится. Дордони не делает экстравагантных предметов, которые вызывают восторг на выставках, а потом пылятся в магазинах, не понятые покупателями.

Диван Cuba, Cappellini, 1986.

Диван Cuba, Cappellini, 1986.

Он не заигрывает с классикой, столь популярной в Италии, но и не стремится обогнать свое время. Его кредо – спокойные практичные вещи, которые никогда не выйдут из моды, потому что никогда не были остромодными. И, судя по количеству клиентов и популярности его коллекций, это очень правильная политика.

Бюро Dordoni Architetti регулярно оформляет интерьеры яхт компании San Lorenzo. Доминирующий стиль — сдержанная комфортабельная роскошь.

Бюро Dordoni Architetti регулярно оформляет интерьеры яхт компании San Lorenzo. Доминирующий стиль — сдержанная комфортабельная роскошь.

То же самое можно сказать и о его архитектурной практике. Проекты Dordoni Architetti не вызывают бурной реакции, но все они неизменно комфортны и безупречны с точки зрения вкуса. В архиве бюро много частных и общественных интерьеров, гостиниц, ресторанов, торговых комплексов, среди которых, например, российские магазины ЦУМ и ДЛТ. Родольфо Дордони очень занят и неохотно тратит время на интервью, но для AD сделал исключение.

За интерьер яхты SL104, спущенной на воду в 2009 году, бюро получило Национальную премию в области инноваций 2011 года.

За интерьер яхты SL104, спущенной на воду в 2009 году, бюро получило Национальную премию в области инноваций 2011 года.

– Чего больше в вашей работе: творчества или рутины?

– Главные составляющие работы архитектора и дизайнера – это практика и техника. Творчество бывает лишь на начальном этапе, когда мы садимся с моей командой вокруг стола и начинаем обсуждать, выдавать идеи, вспоминать и сопоставлять. Тут важно включить любознательность и воображение. На следующих этапах проектирования свобода уступает место ограничениям. По сути, архитекторы не художники, а ремесленники.

Настольные лампы Lumiere, Foscarini, 1990.

Настольные лампы Lumiere, Foscarini, 1990.

– Над какими проектами вам больше всего нравится работать?

– Я люблю делать всё, что имеет отношение к еде: интерьеры ресторанов, обеденные столы и стулья, собственно кухни, посуду и предметы сервировки. Мне нравится всё это кулинарное пространство, я очень чувствителен к различным вкусовым ощущениям, к нюансам. Я люблю готовить. Не по поваренной книге, а прислушиваясь к своей фантазии и интуиции. У меня есть дом на Сицилии, недалеко от городка Ното. Хотя я сам не южанин, я полюбил эту землю, ее ароматы, интенсивность воздуха. Там я провожу огромное количество времени за готовкой. Я долго выбираю в лавке продукты, потом раскладываю их на кухне, достаю всю необходимую посуду и неспешно приступаю к делу. В это время так хорошо думается!

Кухня Set, Dada, 2011. Дордони особенно любит придумывать всё, что связано с едой.

Кухня Set, Dada, 2011. Дордони особенно любит придумывать всё, что связано с едой.

– То есть многие ваши идеи рождаются на кухне?

– Можно и так сказать. Интуиция и сосредоточенность одинаково необходимы и для приготовления еды, и для проектирования. Эти процессы вообще похожи. Когда я получаю заказ, мне не дают четких указаний, только примерные ориентировки. Но так как с большинством заказчиков я сотрудничаю много лет, я знаю их возможности, их потребителей, их историю, их стиль. Об этом я и думаю, создавая новую коллекцию. Это как заглянуть в холодильник и интуитивно взять те продукты, из которых может получиться вкусное блюдо, а потом добавить правильные специи, основываясь на знаниях и чувстве меры. Когда есть опыт, не нужны рецепты: ты уже знаешь, с чем сочетается мясо, а что убивает рыбное блюдо.

Столики Cesar, Minotti, 2004.

Столики Cesar, Minotti, 2004.

– Вы очень много работаете. А как вы отдыхаете?

– Лучший отдых – это праздность. Быть в любимом месте, никуда не двигаться, отключить работу мысли, расслабиться, читать, не отвлекаясь... Путешествия я тоже люблю. Но не деловые поездки, потому что они очень короткие, насыщенные, не дают возможности понять страну. Когда я езжу для себя, я люблю узнавать и сопоставлять разные культуры, рассматривать мир вокруг себя. Но мне нравится передвигаться не только в пространстве, но и во времени. Например, насколько удивительно “Итальянское путешествие” Гете! Читаю его размышления об Италии восемнадцатого века, описание традиций и представлений о красоте того времени, заметки о вкусах и запахах. Становятся понятны очень многие современные вещи, в том числе и в дизайне.

Столик Lane, Minotti, 2013. Как почти всегда это бывает у Дордони, он является частью большой коллекции.

Столик Lane, Minotti, 2013. Как почти всегда это бывает у Дордони, он является частью большой коллекции.

– Через несколько дней начнется ежегодный Миланский мебельный салон. Какое у вас настроение?

– Как я волновался накануне своего первого салона в 1979 году, так же волнуюсь и сейчас. Но это волнение – неотъемлемая часть моей работы, оно приносит мне радость.

  • Оригинал лампы Bourgie Ферруччо Лавиани разработал в 2004 году для Kartell. В своей версии Ferro Forgé Дордони заменил пластиковое основание на железное (ferro —  это и железо по-итальянски, и сокращенное имя Ферруччо).
  • Один из вариантов стола Boboli, Cassina, 2007. Самое интересное в нем — база, сделанная из cкрученных листов алюминия.
  • Ковер Dibbets, Minotti, 2013.
  • Торшер Ray F, Flos, 2006. Существуют также  настольная и потолочная версии.
  • Кресло из коллекции Harp, Roda, 2008.
  • Стол из коллекции мебели для кабинетов Office Landscapes, Poltrona Frau, 2014.
  • Стол Where с мраморной столешницей, Molteni & C, 2008.
  • Стул Owens, Minotti, 2013. С ножками из ясеня он выглядит классически, тогда как версия с алюминиевыми более современна.
  • Вазы Shantung, Venini. Со стекольной мануфактурой Дордони сотрудничает с 1995 года.
  • Текст: Елена Немкова

    Фото: FEDERICO CEDRONE/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
    опубликовано в журнале №6 (129) ИЮНЬ 2014

    Комментарии