Бамбуковый дом на острове Бали

Элора Харди, основательница архитектурного бюро Ibuku, автор “Зеленой деревни” и виллы Sharma Springs в частности.

Элора Харди знакома с традиционной индонезийской архитектурой не понаслышке. Дочь знаменитого ювелира Джона Харди, переехавшего на Бали в 1970-е годы, она родилась и выросла на острове. После учебы в Нью-Йорке и работы на Донну Каран в качестве главного дизайнера по текстилю она вернулась домой и в 2010 году основала архитектурно-дизайнерскую фирму Ibuku. Ее родители, Джон и Синтия, начали строить из бамбука еще в 1990-е. Элора подхватила эстафету и занялась проектированием целой бамбуковой “Зеленой деревни”. Вилла Sharma Springs для канадцев Суман и Мириам Шарма и их четырех дочек – самый необычный проект этого экологически ответственного, но роскошного поселения.

С этого ракурса хорошо видно, что этажи дома похожи на лепестки, прикрепленные на разных уровнях к центральному “стволу”.

С этого ракурса хорошо видно, что этажи дома похожи на лепестки, прикрепленные на разных уровнях к центральному “стволу”.

Издалека здание похоже на гигантский цве­ток, нависший своими лепестками над крона­ми окрестных деревьев. Однако это полноценный шестиэтажный дом площадью 750 м² со всем необходимым для жизни, включая гараж.

Один из способов попасть в дом — это пройти через туннель, нависший над оврагом, и оказаться сразу на четвертом этаже.

Один из способов попасть в дом — это пройти через туннель, нависший над оврагом, и оказаться сразу на четвертом этаже.

Первые два уровня сложены из камня, в целом же для постройки использован почти исключительно бамбук, традиционный материал, который Элора использует в нетрадиционной манере. “Когда мои строители увидели макет, они не поверили, что это можно построить, – смеется она. – А между тем эта конструкция не просто прочна, она способна выдержать самое сильное землетрясение”.

Гостиная. Мебель здесь, как и везде, сделана из бамбука по дизайну Элоры.

Гостиная. Мебель здесь, как и везде, сделана из бамбука по дизайну Элоры.

Горизонтальные уровни, как лепестки, прикреплены к центральной вертикальной структуре высотой почти двадцать метров, а также дополнительно поддерживаются множеством свай.

Столовая, как и гостиная, не имеет стен. От солнца и дождя эти жилые террасы защищают низкие навесы. С верхнего уровня открывается прекрасный вид на лес, “Зеленую деревню” и далекие вулканы.

Столовая, как и гостиная, не имеет стен. От солнца и дождя эти жилые террасы защищают низкие навесы. С верхнего уровня открывается прекрасный вид на лес, “Зеленую деревню” и далекие вулканы.

По балийской традиции у дома почти нет внешних стен – от солнца и дождя интерьер защищают навесы. Исключение сделано для спален: все-таки совсем без кондиционера в местном климате не обойтись.

Фрагмент спальни одной из дочерей. Форма капли использована трижды: во вращающейся входной двери, в стеллаже  и в двери в ванную.

Фрагмент спальни одной из дочерей. Форма капли использована трижды: во вращающейся входной двери, в стеллаже  и в двери в ванную.

Практически вся мебель изготовлена фирмой Элоры по ее дизайну тоже из бамбука, что еще больше усиливает ощущение естественности, словно дом – это гигантское растение, милостиво пустившее под свою сень жильцов. 

Открытая кухня устроена по принципу бара. Варочная поверхность и мойка каменные, стальной холодильник спрятан под плетеным куполом.

Открытая кухня устроена по принципу бара. Варочная поверхность и мойка каменные, стальной холодильник спрятан под плетеным куполом.

Ванная при хозяйской спальне. Душевая кабина и тумба под раковиной сделаны вручную из меди.

Ванная при хозяйской спальне. Душевая кабина и тумба под раковиной сделаны вручную из меди.

Каркас дома сделан из толстых стеблей бамбука, стены, пол и потолок обшиты корой тонких побегов. В интерьере преобладают органические формы — например, двери сделаны в виде капель.

Каркас дома сделан из толстых стеблей бамбука, стены, пол и потолок обшиты корой тонких побегов. В интерьере преобладают органические формы — например, двери сделаны в виде капель.

Текст: Энни Келли

Фото: тим стрит-портер
опубликовано в журнале №7 (130) ИЮЛЬ 2014

Комментарии