Субъект культа: Джулиус Шульман

В Лос-Анджелесе есть улица, которая сворачивает с бульвара Сансет и спиралью уходит в гору. Если подняться на вершину, перед вами откроется вид на равнину и Тихий океан, а по ночам ­отсюда можно наблюдать, как далекие огни города соединяются в причудливые линии. Когда в конце 1940-х Джулиус Шульман обнаружил это место, то заказал своему другу архитектору-модернисту Рафаэ­лю Сориано дом из стали, дерева и стекла с видом на город.

На снимке 2007 года Джулиус Шульман позирует в библиотеке своего калифорнийского дома, построенного по проекту Рафаэля Сориано. Дом Шульмана — единственная постройка Сориано с каркасом из стали, сохранившаяся до наших дней.

На снимке 2007 года Джулиус Шульман позирует в библиотеке своего калифорнийского дома, построенного по проекту Рафаэля Сориано. Дом Шульмана — единственная постройка Сориано с каркасом из стали, сохранившаяся до наших дней.

Сейчас Лорел-каньон, в середине прошлого века представлявший собой высушенную солнцем пустыню, густо зарос высокими деревьями и кустами. За ними сложно разглядеть и дом, в котором знаменитый фотограф прожил почти шестьдесят лет, и ­соседние здания, построенные его друзьями-архитекторами. 

Снимок 1960 года. Бассейн в особняке Stahl House (другое название Case Study House № 22), по проекту Пьера Кёнига. Этот дом входит в десятку лучших зданий Лос-Анджелеса, составленную газетой Los Angeles Times.

Снимок 1960 года. Бассейн в особняке Stahl House (другое название Case Study House № 22), по проекту Пьера Кёнига. Этот дом входит в десятку лучших зданий Лос-Анджелеса, составленную газетой Los Angeles Times.

Никому не удалось так ярко показать ми­ру эти дома, как сыну русского иммигранта, ро­дившемуся в 1910 году в Бруклине. Снимки Шульмана зафиксировали появление ­нового архитектурного стиля, который возник в послевоенной Калифорнии на волне экономического подъема. А кадры, подобные гостиной в доме Пьера Кёнига, стали эталоном архитектурной фотографии. Еще при жизни Шульмана цена его работ достигла двух тысяч долларов. “Жизнь фотографа бывает весьма приятна”, – шутил он по этому поводу.

Фотография 1960 года. Особняк Malin Residence, известный как Chemosphere, был построен по проекту Джона Лаутнера. Дом также входит в десятку лучших зданий Лос-Анджелеса.

Фотография 1960 года. Особняк Malin Residence, известный как Chemosphere, был построен по проекту Джона Лаутнера. Дом также входит в десятку лучших зданий Лос-Анджелеса.

Шульман был самоучкой, снимал простым “кодаком” и заслужил прозвище One-shot Schulman – он часто не замерял свет и делал всего один кадр. “Я никогда не думал о последствиях”, – смеялся фотограф, когда его спрашивали о профессиональных секретах.

Самый знаменитый ­снимок Шульмана. На фото 1960-го вилла Stаhl House Пьера ­Кёнига выглядит так, словно она парит над склоном холма, а внизу переливается ночной Лос-Анджелес.

Самый знаменитый ­снимок Шульмана. На фото 1960-го вилла Stаhl House Пьера ­Кёнига выглядит так, словно она парит над склоном холма, а внизу переливается ночной Лос-Анджелес.

Фрэнку Ллойду Райту как-то даже пришлось написать Шульману письмо с извинениями: “Когда я впустил вас в Западный Талиесин, то не осознавал, что вы профессионал. Я думал, что вы еще один юнец, который хочет попытать счастья. Ваша работа – выше чем профессиональная. Вы совершенно четко ­понимаете, что фотографируете”.

Фото 1947 года. Особняк Kaufmann House, построенный Ричардом Нойтрой в Палм-Спрингc.

Фото 1947 года. Особняк Kaufmann House, построенный Ричардом Нойтрой в Палм-Спрингc.

Шульман действительно прекрасно понимал, как представить сухую модернистскую архитектуру в самом выгодном ключе. Для этого требовался естественный свет, в котором дом словно сиял, а его очертания приобретали четкость.

Лобби центра Convair Astronautics в Сан-Диего, архитектурное бюро Pereira & Luckman. До наших дней здание не сохранилось, увидеть его можно лишь на этом снимке Шульмана 1958 года.

Лобби центра Convair Astronautics в Сан-Диего, архитектурное бюро Pereira & Luckman. До наших дней здание не сохранилось, увидеть его можно лишь на этом снимке Шульмана 1958 года.

Предрассветные или вечерние сумерки были идеальным временем для съемки. В это время, как объяснял Шульман в интервью американскому AD, “небо приобретает светоизлучающие, формообразующие качества”.

Фотография 1958 года: Пьер Кёниг в гостиной Case Study House № 21. Архитектор запечатлен в компании неизвестной девушки. Скорее всего, это одна из лос-анджелесских студенток, которых Шульман привлекал к съемкам в качестве моделей.

Фотография 1958 года: Пьер Кёниг в гостиной Case Study House № 21. Архитектор запечатлен в компании неизвестной девушки. Скорее всего, это одна из лос-анджелесских студенток, которых Шульман привлекал к съемкам в качестве моделей.

В 1947 году, фотографируя виллу Ричарда Нойтры, он потратил сорок пять минут на экспонирование одного-единственного кадра. Все это время он беспрестанно бегал туда и обратно, чтобы включать и выключать свет в доме. Архитектор тогда заметил: “Этот снимок переживет и меня, и мой дом. Точно выстроенный кадр долговечней бетона и стали”.

Фото 1977 года. Здание Национального конгресса, построенное в городе Бразилиа по проекту Оскара Нимейера.

Фото 1977 года. Здание Национального конгресса, построенное в городе Бразилиа по проекту Оскара Нимейера.

Нойтра был прав. Многие из домов того периода до наших дней не сохранились. Но на фотографиях Шульмана они живут.

На фотографиях 1959 года —  Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Интерьер музея, снятый снизу вверх.

На фотографиях 1959 года —  Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Интерьер музея, снятый снизу вверх.

То же самое пространство (Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке), но в более привычном ракурсе.

То же самое пространство (Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке), но в более привычном ракурсе.

Текст: Юрген Кальва

Фото: Richard Powers; J. Paul Getty trust. Used with permission. Julius shulman photography archive, research library at the getty research institute (2004. r.10)
опубликовано в журнале №10 (89) октябрь 2010

Комментарии