Вилла на острове Сен-Барт

Архитектор Оливье Ден

То, что Сен-Барт не простой карибский остров, понимаешь, когда маленький самолет пролетает над выводком мегаяхт в заливе Коломбье и заходит на посадку над бывшей усадьбой Дэвида Рокфеллера. Этот идиллический клочок Франции площадью 21 кв. км продолжает оставаться в моде у богатых и именитых. Островная уединенность (при всего лишь пятистах отельных номерах массовый туризм не грозит), привыкшее к знаменитостям местное население (почти исключительно белое, потому что на гористом и безводном острове никогда не было плантаций) и тонкая гастрономическая традиция позволяют им чувствовать себя здесь уютно. А поскольку приватность всегда (а тем более на отдыхе) была важной составляющей в жизни состоявшихся, то Сен-Барт по праву хвалится своими виллами, за стенами которых можно не бояться быть самими собой.

Вилла на острове Сен-Барт

Чуть ли не каждую шестую виллу на острове построил Оливье Ден. В 1999-м на волне желания богатых американцев и европейцев вить там гнезда он открыл свое строительное бюро ODP, а в 2010 году с партнером Николя Гесса трансформировал его в международную архитектурную компанию “Дом от ODP”. Строить на острове нелегко: рельеф сложный, бывают тропические ураганы и даже землетрясения, все привозное – от португальских строителей до последнего гвоздя. Французскую бюрократию тоже никто не отменял: за ожиданием лицензий и согласований на строительство одного объекта запросто может уйти пара лет, а то и больше. И тем не менее верный своему принципу, что дом – это место, где происходит энергетическая подзарядка живущих в нем, мэтр островной архитектуры продолжает успешно строить дома, в которых комфорт не приносится в жертву стилю.

От входной двери  открывается сквозной проход к морю.

От входной двери  открывается сквозной проход к морю.

Одно из самых любопытных творений Оливье – построенная в 2008 году и принадлежащая ему самому вилла Уэст-Клифф (жилая площадь 719 кв. м, площадь участка 0,3 га). В отличие от подавляющего большинства его проектов, разбросанных по пляжам и холмам острова, Уэст-Клифф – вилла городская и находится в столице Сен-Барта Густавии. Сказать, что вилла – это тихий островок спокойствия в городской сутолоке, язык не повернется: население Густавии меньше трех тысяч человек. А когда смотришь на океан за бассейном без берегов, о расположении вообще не вспоминаешь. Но город есть город, и уличному фасаду было наказано вписаться в креольско-антильский колониальный стиль. ­Отсюда чугунные перила на втором этаже, четырехскатная крыша и французские ставни.

От внутреннего фасада виллы Уэст-Клифф веет теплой колониальной патриархальностью.

От внутреннего фасада виллы Уэст-Клифф веет теплой колониальной патриархальностью.

Но Оливье не был готов совсем отказаться от дорогих ему прямых линий и нашел решение в противоречивом союзе трех зданий: за первым, традиционным, прячутся и отделены от него буфером из зеленой лужайки и пальм два других, современных. Изысканная отделка, мозаика на полу (цветок перекликается со множеством панелей с изображениями экзотических растений) и хрустальная люстра приветствуют входящего в стиле колониальной Вест-Индии. Ничто не предвещает резкой смены декора, которая происходит, когда, поднявшись на полпролета, оказываешься перед двумя прямоугольными павильонами, разделенными водной полоской, которая как бы служит кондуитом к другим водным поверхностям – следующему за ней бассейну и океану за ним. Вот тут-то и становится понятно, откуда взялось название виллы: она стоит над скалистым обрывом и обращена на запад.

Океан “входит” во внутренний дворик между двух флигелей.

Океан “входит” во внутренний дворик между двух флигелей.

Оливье вообще старается не строить на восточном побережье Сен-Барта, потому что во второй половине дня бассейн оказывается в тени от здания, да и хозяева останутся без красивых закатов. На других виллах, спроектированных им, входная дверь часто располагается на одной оси со ступеньками в бассейн. На вилле Уэст-Клифф павильоны расположены несимметрично относительно прохода, да и основной бассейн устроен под углом к ним, и ему придана нестандартная форма. В гигантском зеркале, установленном на огораживающей участок стене, отражается длина бассейна и продолжается линия морского горизонта: кажется, что океан не только перед домом, но и заходит сбоку. Крыши у обоих современных павильонов плоские, поэтому вид на море из спален на втором этаже колониального дома не нарушается. На них разместились фотоэлектрические панели, энергия от которых покрывает треть потребностей виллы, – решение, не имеющее аналогов на Сен-Барте. Другим экологическим новшеством виллы Уэст-Клифф является использование дождевой воды для поливки насаждений.

Островок для завтрака удобно расположен возле плиты, микроволновок и холодильника.

Островок для завтрака удобно расположен возле плиты, микроволновок и холодильника.

Как принято в теплом климате, кухня, столовая и гостиная в одном из павильонов максимально приближены к природе и становятся полуоткрытым пространством, когда раздвигаются стеклянные окна и двери. Здесь уже нет и намека на колониальное убранство: технологичная кухня с двумя холодильниками и микроволновками, итальянские диван и кресла, плазменный телевизор, упрятанный за экраном из белой кожи. В колониальном здании разместилось шесть спален, по три на каждом этаже. Хозяйская спальня вынесена во второй современный павильон, чтобы, раздвинув желтые шторы, можно было впустить в комнату море. Интерьер предельно прост: белая кровать без спинки, картина маслом на стене, диван белой кожи, тиковый пол. В белой душевой – две утопленные желтые ниши и узкая горизонтальная полоска окна.

В стеклянной стене хозяйской спальни  отражаются бассейн и закат над океаном.

В стеклянной стене хозяйской спальни  отражаются бассейн и закат над океаном.

Выйдя из вест-индской прихожей на улицу де ла Коллин, я вспомнил фразу Оливье, что в щедро спроектированном пространстве должны ощущаться радость, благополучие, гармония и желание разделить их с другими. Все это на вилле Уэст-Клифф имеется в избытке, и за шестнадцать миллионов евро Оливье готов отдать возможность почувствовать все это кому-то другому. Ну ничего человеку для людей не жалко.

Минималистский дизайн хозяйской ванной, вернее душевой.

Минималистский дизайн хозяйской ванной, вернее душевой.

Текст: Алексей Дмитриев

Фото: фото: JEAN PHILIPPE PITER/архив пресс-службы
опубликовано в журнале №8 (131) АВГУСТ 2014

Комментарии