Модернистский дом в Сантьяго

Проект чилийского архитектора Себастиана Ираррасаваля в одном из пригородов Сантьяго исполнен в лучших традициях современной калифорнийской архитектуры. Автор и не отрицает, что вдохновляется работами Ричарда Нойтры, Рэй и Чарлза Имз и Рудольфа Шиндлера.  С работами калифорнийских модернистов постройку Ираррасаваля роднит, во-первых, простая геометрическая форма – дом в плане похож на букву “Г”. Во-вторых, выбор материалов: стекло, бетон, сталь и дерево. А в-третьих, идея “перетекания” природы в интерьер и обратно. Дом спланирован так, чтобы его хозяева могли беспрепятственно любоваться окрестностями – архи­тектор специально приподнял его на пол-этажа над уровнем дороги и превратил плоскую крышу в большую открытую террасу.

Модернистский дом в Сантьяго

Однако, несмотря на огромный объем остекления и кажущуюся открытость всем ветрам, дом обращен не вовне, а внутрь себя. Не случайно из его окон видны лишь вершины Анд на горизонте – все, что находится в непосредственной близости от постройки, скрыто от глаз за глухой бетонной стеной. “Эту стену мы построили самой первой, – рассказывает Себастиан. – Она защищает хозяев дома от шума проезжающих мимо машин и заслоняет соседние постройки”.

Модернистский дом в Сантьяго

Отгородившись от внешнего мира, внутри бетонной ограды архитектор создал особый мир, в котором нет места формальностям. Даже таким, как деление на приватную и общественную зоны. Ираррасаваль разнес их в разные части дома, однако стена, которая изолирует спальни от остального пространства, на деле является складной перегородкой. Стеклянный фасад дома тоже раздвигается, благо мягкий чилийский климат (он чем-то сродни средиземноморскому) позволяет проводить время на открытом воздухе почти круглый год. “Хозяева используют свой дом по-разному, в зависимости от дня недели, – объясняет архитектор. – В будни это вполне традиционное жилище, где у каждого есть личная территория. Но в выходные они убирают все стены, чтобы создать неформальную и расслабляющую атмосферу”.

Модернистский дом в Сантьяго

При всей своей мобильности интерьер оставляет основательное, даже монументальное впечатление. Отчасти это объясняется местной спецификой – дом стоит в сейсмоопасной зоне. Установленные под углом бетонные колонны призваны в случае землетрясения уберечь крышу от обрушения. Суровости интерьеру придает отделка, точнее, ее отсутствие. Тон в гостиной задает стена из необработанного бетона, на которой виднеются следы опалубки. Ведущая на террасу лестница не бежит, а степенно ползет вверх. Из потолка во все стороны торчат, как сопла самолета, девять цилиндров непонятного назначения. Как выясняется, эти цилиндры представляют собой световые фонари. И именно они создают главную интригу интерьера. Их расположение и угол наклона рассчитаны так, чтобы в дом попадало как можно больше света. “Нам помогла близость к экватору. В этих местах траектория движения солнца практически не меняется в течение года, так что солнечные зайчики от восхода до заката водят хоровод на деревянном полу гостиной”, – говорит архитектор. Фонари работают и по ночам. Хозяин дома, специалист по наружной подсветке, установил внутри цилиндров светодиоды, излучающие холодный синий свет.

Модернистский дом в Сантьяго

Впрочем, в любом проекте есть место случайности, которую не в силах предугадать даже профессионалы. Льющийся из фонарей свет просачивается между ступенями лестницы и покрывает бетонную стену десятками подвижных лучей. Ираррасаваль только разводит руками: “Честное слово, на такой эффект мы точно не рассчитывали!”

Модернистский дом в Сантьяго

Текст: Кейт Барнетт

Комментарии