Дом для многодетной семьи в Чили

Хозяева дома, многодетные родители Каролина и Радован

Если театр, как известно, начинается с вешалки, то про жилые дома такой универсальной банальности никто не придумал. Они все, как толстов­ские несчастные семьи, разные. Дом, который чилийский архитектор Матиас Клотц построил в ста шестидесяти километрах от Сантьяго, начинается со вполне определенной вещи – лестницы. Именно лестница, спроектированная Клотцем для одного дизайнерского салона в Сантьяго, впервые привлекла к нему внимание будущих заказчиков – хозяев уникального по своим “внешним данным” скалистого участка на побережье Тихого океана. Лестница впечатлила их до такой степени, что они внимательно изучили творчество Клотца и заказали ему проект дома, где семейство могло бы проводить уик-энды и отпуска. Клотц приехал на место и пришел от него в восторг. “Для меня расположение и характер участка – определяющие факторы. На скучном я работать бы не стал”, – говорит он.

С берега Тихого океана видно, как круто поднимается вверх доставшийся Матиасу Клотцу для застройки участок. Внизу, на уровне моря, он разместил гостевой блок и павильон для хранения купальных принадлежностей и пляжных кресел.

С берега Тихого океана видно, как круто поднимается вверх доставшийся Матиасу Клотцу для застройки участок. Внизу, на уровне моря, он разместил гостевой блок и павильон для хранения купальных принадлежностей и пляжных кресел.

На первый взгляд задача перед архитектором стояла простая – ну что особенного в том, чтобы удобно разместить в доме родителей с детьми? Единственная загвоздка – детей у хозяев дома, Радована и ­Каролины, одиннадцать, и все девочки: ­такие уж оказались “последствия” у их предыду­щих браков. Так что речь шла о необходимости обеспечить простором и видами на океан, ради которых и покупали участок, большое количество народа.

Практически все помещения в доме имеют выход на террасы — с видом на океан, естественно.

Практически все помещения в доме имеют выход на террасы — с видом на океан, естественно.

Подготовив проект всего за несколько недель, Клотц приступил к стройке. В центре композиции у него двор-атриум высотой девять метров – благодаря ему восточный фасад дома, где расположен главный вход, получает достаточное количество света. А чтобы впечатление от этой циклопической высоты немного скрадывалось, по вертикальным поверхностям разместили ярусами бетонные желоба для растений. Это пришлось по душе Каролине, которая не мыслит своей жизни без садоводства.

Выступающая консольная конструкция на верхнем ­этаже — это спальня хозяев. Металлический балкончик перед ней ­используется только для технических нужд (например, мытья стекол), и хозяева подвесили на него плетеное кресло, на которое можно присесть в саду на пути к террасе с бассейном.

Выступающая консольная конструкция на верхнем ­этаже — это спальня хозяев. Металлический балкончик перед ней ­используется только для технических нужд (например, мытья стекол), и хозяева подвесили на него плетеное кресло, на которое можно присесть в саду на пути к террасе с бассейном.

Если смотреть на построенный Клотцем дом с выходящего на воду западного фасада, его структура вполне ясна. Он состоит из двух массивных блоков: главное здание с жилыми помещениями и большой террасой с бассейном и отдельный гостевой блок.

Главный вход в дом расположен на восточном, отвернутом от океана фасаде. В плоской крыше устроены круглые световые фонари, которые обеспечивают внутренние помещения дополнительным освещением.

Главный вход в дом расположен на восточном, отвернутом от океана фасаде. В плоской крыше устроены круглые световые фонари, которые обеспечивают внутренние помещения дополнительным освещением.

Крыша основного дома сделана плоской и тоже используется. В ней проделаны круглые, похожие на иллюминаторы отверстия – они обеспечивают светом кухню и зону отдыха, которые выходят на север и без верхнего света были бы темноваты. 

Гостиная на верхнем этаже. Стена, отделяющая ее от вестибюля, сделана зеркальной — отражения помогают дополнительно осветить помещение. Красный камин по дизайну архитектора. Стулья и диван, Minotti.

Гостиная на верхнем этаже. Стена, отделяющая ее от вестибюля, сделана зеркальной — отражения помогают дополнительно осветить помещение. Красный камин по дизайну архитектора. Стулья и диван, Minotti.

Общая жилая площадь – четы­реста восемьдесят шесть квадратных метров. Вроде бы мало на семью с одиннадцатью детьми, но благодаря обилию террас и тому, что большую часть времени обитатели дома проводят на воздухе или на пляже, на тесноту никто не жалуется. 

На южном фасаде дома перед окнами гостиной устроена большая терраса. Чтобы защитить ее от ветра, архитектор возвел дополнительную стену. Здесь семья любит устраивать барбекю.

На южном фасаде дома перед окнами гостиной устроена большая терраса. Чтобы защитить ее от ветра, архитектор возвел дополнительную стену. Здесь семья любит устраивать барбекю.

Помещения, как это часто бывает в стоящих на крутом ­рельефе домах, ­расположены по принципу “сверху вниз”. На верхнем этаже разместились вход, кухня и спальня родителей, на среднем – четыре спальни для девочек, на нижнем – гостиная, бильярдная и бар.

Эта лестница соединяет три уровня здания. Она расположена во внутреннем дворе и представляет собой вантовую конструкцию из стальных канатов и мраморных ступеней.

Эта лестница соединяет три уровня здания. Она расположена во внутреннем дворе и представляет собой вантовую конструкцию из стальных канатов и мраморных ступеней.

Остекление во всем доме панорамное. Чтобы ничто не мешало наслаждаться видами на океан, Клотц даже ограждение террас сделал стеклянным – изнутри кажется, что виды из окон бесконечны и принадлежат только хозяевам.

Вестибюль. Ограждение лестницы сделано из стекла.

Вестибюль. Ограждение лестницы сделано из стекла.

Архитектор вообще много внимания уделил тому, чтобы создать ощущение неразрывной связи между домом и его окружением: на это работают и материалы – в основном бетон и натуральный камень, и цвет, и характер обработки поверхностей – максимально естественный.

Спальня хозяев. Камин спроектирован Матиасом Клотцем. Шезлонг по дизайну Ле Корбюзье и Шарлотты Перриан, Cassina. Кровать, B&B Italia.

Спальня хозяев. Камин спроектирован Матиасом Клотцем. Шезлонг по дизайну Ле Корбюзье и Шарлотты Перриан, Cassina. Кровать, B&B Italia.

А что же лестница, с которой все начиналось? Получили ли хозяева этого дома свой вариант “лестницы от Клотца”? Безусловно. Невероятно эффектная конструкция – мраморные ступени, словно парящие в воздухе на тонких стальных вантах, – идет от главного входа вниз, через весь атриум. И надо полагать, каждый проход по ней убеждает хозяев, что, импульсивно обратившись со своим необычным заказом к Клотцу, они не прогадали.

В “висячие сады”, устроенные на лежащей в основе дома скале, можно попасть со всех этажей. Хозяйка обожает садоводство, так что эта зона — ее епархия.

В “висячие сады”, устроенные на лежащей в основе дома скале, можно попасть со всех этажей. Хозяйка обожает садоводство, так что эта зона — ее епархия.

Текст: Оливер Ике

Фото: грация ике-бранко
опубликовано в журнале №4 (83) апрель 2010

Комментарии