Музей Fondation Louis Vuitton по проекту Фрэнка Гери

Здание на северной опушке Булонского леса, там, где расположен Jardin d’Acclimatation, питомник, Ботанический сад, строилось долго и не без приключений. Проект Фрэнка Гери приняли сразу, а вот пока он его разрабатывал (меняя по два раза на дню, пока глава LVMH Бернар Арно не сказал: “Хватит, стоп!”), строительство пытались запретить, уверяя, что в старинном лесу Руврэ ничему новому не место. Напрасно строители объясняли, что да, полсотни деревьев будут срублены ради музея, но ведь четыреста будут высажены заново. В конце концов за проект Арно и Гери вступилась мэрия, зоилы отступили, и вот 27 октября музей Fondation Louis Vuitton открылся для публики.

Авторская манера Фрэнка Гери в силуэте его новой постройки чувствуется сразу — эти динамичные чешуйки ни с чем не спутаешь.

Авторская манера Фрэнка Гери в силуэте его новой постройки чувствуется сразу — эти динамичные чешуйки ни с чем не спутаешь.

В итоге все скорее довольны тем, что над зеленью питомника поднялась именно эта прозрачная композиция из стеклянных панелей-парусов. В конце концов, в питомниках строятся оранжереи, пусть в данном случае это будет оранжерея искусства. Рассказывая о своем новом проекте, Гери говорил о “стеклянном облаке”. Правда, стеклянные облака в современной архитектуре почему-то всегда опираются на довольно увесистые костыли, которые и пугали соседей, но сейчас накрытое стеклянной вуалью здание кажется скорее украшением леса, чем незваным гостем.

Музей Fondation Louis Vuitton по проекту Фрэнка Гери

Забыв об “облаке”, критики теперь поют о “парусах”, сравнивая форму панелей с раздувающимся под ветром спинакером. Но оболочку из двенадцати стеклянных плоскостей можно сравнить с чем угодно: с раскрывающимися крыльями стрекозы, стартующим воздушным шаром или меняющимся на глазах техносуществом из фильма “Трансформеры”. Нет лишь ощущения тяжести рядовой “коробки для искусства”.

Бассейн у стен нового музея был устроен специально для того, чтобы поэффектнее отражать сложные формы здания.

Бассейн у стен нового музея был устроен специально для того, чтобы поэффектнее отражать сложные формы здания.

Фрэнку Гери восемьдесят пять лет. Уже не младенческий, но вполне средний возраст для знаменитого архитектора. С этой работой он возвращается в Париж – после строительства в 1990-х здания американского культурного центра в Берси, ставшего теперь французской Синематекой. Но Fondation Louis Vuitton – здание нового, компьютерного времени, рассчитанное не архитекторами, а авиационными инженерами.

Как всегда у Гери, в здании музея использованы новейшие материалы: стены облицованы фибробетоном, “паруса” несут сложные клееные балки.

Как всегда у Гери, в здании музея использованы новейшие материалы: стены облицованы фибробетоном, “паруса” несут сложные клееные балки.

У создателей музея нет ни малейшего желания сделать из него крепость совриска, наглухо запертую между тщеславными выставками и недоступную публике, кроме как по “особому приглашению”. Это будет постоянно открытый публике культурный центр с библиотекой, зрительным залом на триста пятьдесят человек и даже рестораном с видом на Булонский лес. А главное то, что здание, появившееся в качестве оболочки для коллекции Fondation Louis Vuitton, станет еще одним его экспонатом – еще одним произведением современного искусства в Париже.

Музей Fondation Louis Vuitton по проекту Фрэнка Гери

Фрэнк Гери построил уже не одно музейное здание – собственно, его Гуггенхайму в Бильбао мир обязан помешательством на почве музейного строительства, которое охватило всех в последние пятнадцать лет. Идея того, что здание музея может быть едва ли не ценнее его экспонатов (и уж точно интереснее), – результат деятельности Гери. Приятно, что сам он, проектируя новый музей, о месте для чужих работ не забывает – обеспечивает будущие коллекции хрестоматийным рассеянным светом и белыми стенами.

Музей Fondation Louis Vuitton по проекту Фрэнка Гери

Музей Fondation Louis Vuitton по проекту Фрэнка Гери

Музей Fondation Louis Vuitton по проекту Фрэнка Гери

Текст: Алексей Тарханов (“Коммерсантъ”).

Дизайнеры и архитекторы в статье
Фото: iwan baan/архив пресс службы
опубликовано в журнале №12 (135) ДЕКАБРЬ-ЯНВАРЬ 2014-2015

Комментарии