Интервью с Кенго Кумой

В конце прошлой недели японский архитектор Кенго Кума был нашим гостем в Москве. Он читал лекцию во время выставки "Арх-Москва" и дал нам небольшое интервью. Мы его опубликуем очень скоро, а пока что предлагаем прочитать интервью, которое Алексей Тарханов взял у Кенго Кумы несколько лет назад. Оно опубликовано в февральском номере AD 2009 года, а недавно вновь опубликовано в книге "Словесные конструкции".

26 мая, Москва. Кенго Кума после своей лекции в ЦДХ раздает автографы, подписывая в книге

26 мая, Москва. Кенго Кума после своей лекции в ЦДХ раздает автографы, подписывая в книге "Словесные конструкции" интервью, которое вы сейчас читаете

Согласно законам японского гостеприимства профессор Кума вежливо шипит в ответ на мой вопрос. Я спросил: что же в японской архитектуре такого, из-за чего не жаль тратить на самолет сутки жизни? И есть ли у них глубокие тайные ходы, такие, что у них запоют, у нас подхватывают, что у них скажут, над тем у нас задумываются?

Мастерская Кумы – трехэтажный стеклянный куб, стоящий на улице среди маленьких домов. Напротив – кро­шечный ­садик с бамбуковой аллеей, ведущей к дере­вянному храму из потемневшего дерева. Храм прислонен к небоскребу. Стеклянный офис Кумы, который, по идее, должен быть пронизан светом, разделен на крошечные кле­тушки и кажется ужасно тесным. Внутри – лабиринт полок и стеллажей, ­между которыми за компьютерами рассажены архитекторы, вперемежку японцы, китайцы, европейцы, американцы. 

Стол Кумы-сана – c домашними тапочками под ним. Никакого тебе нагоняющего страх кабинета с дубовыми панелями. Крошечное место, будто бы собранное в зале IKEA в доказательство того, что на двух квадратных метрах можно разместить кабинет знаменитого архитектора. 

Порядки почти европейские – тебя даже не заставляют снять обувь. На Кенго Куме темный пиджак и помятая белая рубашка. Пиджак он надел для встречи со мной. Мы говорим в маленькой переговорной, в которую, как в кафе, набиты столики. Из уважения к мэтру нам уступили парту у окна. За соседней партой что-то обсуждают заказчики. 

На мой вопрос Кенго Кума отвечает так: 

– Вы нигде больше не найдете такой связи между традиционным сознанием и современной технологией. Западные архитекторы всюду делают одно и то же – а мы работаем исходя из того, что нас окружает. 

Он не жалует международную команду великих зодчих, которые прилетают, как доктор Айболит, хоть в Америку, хоть в Африку и потчуют аборигенов одним и тем же гоголем-моголем из стекла и металла: 

– Заха Хадид или Жан Нувель в любые места на планете являются с готовым стилем. Их теперь и зовут как раз для того, чтобы они в очередной раз повторились. Это плоды глобализации, и мне кажется, люди начали уставать от такого тотального брендирования. 

Я пробую не согласиться. Можно жить в Африке, ездить на английской машине и писать на американском компьютере, а не выращивать их на ближайшей пальме. Почему не купить готовую архитектуру? Но Кума категоричен: архитектура – не компьютер и не машина, она не может переезжать с места на место. Она связана с ландшафтом, природой, климатом, местной жизнью и должна из них вырастать, а не спускаться готовой с небес. 

Такая архитектура требует гораздо больше времени от автора, но Кенго Кума готов его тратить. Для него дом – вещь, определяемая влиянием двух сил, заданных изначально. С одной стороны, влияние места, где стоит дом, с другой – воздействие живущих в нем людей, реализующих свое право на свет, пространство и теплый сортир. Граница между этими требованиями – тонкая пленка-оболочка, которая у Кумы почти прозрачна. 

Маленькие заказы, сущие крошки со стола былого экономического чуда. Зато проекты Кумы возвращают японскую архитектуру к ее истокам. Он любит простые материалы – дерево, бамбук, бумагу. Его зовут, чтобы он показал Западу, как должны сегодня выглядеть традиционные здания – к примеру, павильоны чайных церемоний. Оказывается, они похожи на кокон бабочки. Воздух входит в его дома через музыкальные цезуры в каменных стенах. Он умеет превратить в подобие рисовой бумаги даже пластик. Его не зря считают одним из самых тонких архитекторов самой тонкой в мире архитектуры.

страница 1 из 3 Читать далее
Дизайнеры и архитекторы в статье
Фото: Александр Паутов
опубликовано в журнале №2 (70) февраль 2009

Комментарии