Интервью с Кенго Кумой

26 мая, после своей лекции в ЦДХ, архитектор Кенго Кума встретился с редактором сайта AD в баре московской гостиницы Ritz Carlton, которая любезно предоставила помещение для интервью. Кенго Кума рассказал о том, почему последние полвека в жизни его страны были ошибкой, о том, что китайские студенты сильнее японских, а американские слабее, и о том, почему ему одинаково интересно строить и в Японии, и в Италии.

Интервью с Кенго Кумой

Я рад приветствовать вас здесь, в Москве, по двум причинам: во-первых, вы сами прекрасный архитектор; во-вторых, вы представитель японской школы архитектуры – самой интересной архитектурной школы в мире, на мой взгляд. Подъем японской архитектуры в последнее десятилетие можно назвать золотым веком. Какие, по-вашему, у этого причины?

В 1990-е годы в Японии с экономикой было не очень хорошо, и японский подход к жизни в это десятилетие изменился. Мы захотели создать новую эстетику, новый образ жизни, непохожий на американский образ жизни XX века. Раньше, в 80-е, мы подражали американской архитектуре и американскому образу жизни, но после 1990-х мы идём в другом направлении. 

И что это за новый образ жизни? 

Гармония с окружением. Мы, японцы, живем в маленькой стране с ограниченными природными ресурсами, с суровыми природными условиями. Но после 1945 г. мы следовали американскому образу жизни: потребление энергии в большом количестве, строительство больших заводов... Этот сценарий невозможен в Японии. Вот почему мы думаем о том, чтобы развиваться в других направлениях.

Я знаю, что вы много строите в Китае. Как вы начали там работать? 

Мой первый проект в Китае – «Бамбуковый дом». Раньше мое мнение о Китае было не очень хорошим: города, такие, как Пекин и Шанхай, с небоскребами, построенными в подражание американским небоскребам... Но когда меня попросили спроектировать «Бамбуковый дом», мой друг, профессор Пекинского университета, рассказал мне, что он будет частью Коммуны Великой стены. Это не похоже на типичный китайский девелоперский проект... 

Это как бы коллекция архитектурных шедевров... 

Да. Это в большей степени культурный проект. Здесь нет экономики. И я решил участвовать в нем. Мой проект был хорошо принят в Китае, и поэтому некоторые китайские заказчики стали обращаться к нам с подобными предложениями. С тех пор мы там много строим. 

Помнится, вы как-то рассказывали, что “Бамбуковый дом” показали в одном китайском фильме… 

Да, в рекламе Пекинской Олимпиады. 

Таким образом, для китайцев он символизирует подлинный, исконный Китай? 

Мы в Японии ищем свою идентичность, а китайский народ ищет свою. И китайцы мне часто говорили, что дух китайской культуры сейчас сохраняется в Японии. Китайская культура со времен династии Цин, с XVII века, сильно изменилась. И они считают, что подлинная китайская культура, культура эпохи Хань, в большей степени сохранилась в Японии. В том числе и в моей архитектуре. 

страница 1 из 2 Читать далее
Фото: Александр Паутов

Комментарии