Лауреаты Притцкеровской премии 1979-2017

В 2016 году лауреатом Притцкеровской премии стал чилийский архитектор Алехандро Аравена, обладатель "Серебряного льва" 11-й Венецианской архитектурной биеннале и ряда других престижных наград. Жюри премии оценило приверженность борьбе с глобальным жилищным кризисом и решения архитектора по улучшению городской среды.

Алехандро Аравена родился 22 июня 1967 года в Сантьяго. Архитектурное образование он получил в Католическом Университете Чили, а затем обучался в Венецианском институте архитектуры и Венецианской академии изящных искусств. Еще в студенческие годы Аравена принял участие в конкурсе на Венецианский приз 5-й Международной архитектурной выставки Венецианской биеннале, а в этом году будет ее куратором.

Инновационный центр в Чили, 2014.

С 2000-2005 гг. архитектор преподавал в Гарвардском университете. Там он познакомился с инженером Андреа Якобелли, с которым в 2001 году основали Elemental – лабораторию дел (do tank), а не просто идей (think tank). Компания занимается строительством социального жилья, общественных пространств, инфраструктуры. Жюри премии считает, что от других Алехандро Аравену отличает его интерес к строительству доступного жилья. Архитектор со своей командой спроектировало порядка 2500 квартир и односемейных домов. Эти проекты успешны не только за счет профессионального архитектурного подхода, но благодаря вкладу местных жителей.

Жилой комплекс в Монтерее, Мексика, 2010.

Одним из ярких примеров такой совместной работы стал жилой комплекс Villa Verde Housing в Чили. Этот проект изменил представление о типовом жилье. Аравена с партнерами построили половину дома, оставив пространство для второй. По договоренности жителя должны были достроить вторую часть сами. Такое решение помогло уложиться в ограниченный бюджет и избавить типовую застройку от монотонности. По мнению Томаса Притцкера, Алехандро Аравена своей деятельностью демонстрирует, как архитектура может улучшить жизни людей.

  • Жилой комплекс Villa Verde Housing в Чили: левая половина дома построена за счет государства.
  • Правую достраивают сами жильцы дома.
  • Текст: Татьяна Карабанова

    Полный список лауреатов Притцкеровской премии смотрите на следующей странице.

    В 2015 году престижную архитектурную премию получил Фрай Отто. Немецкий архитектор спроектировал павильон ФРГ на Всемирной выставке в Монреале в 1967, спортивные сооружения для Олимпиады в Мюнхене в 1972 году, японский павильон на Всемирной выставке–2000 в Ганновере (совместно с Сигеру Баном) и другие сооружения, отличительной чертой которых является уникальная ажурная конструкция и тентовое перекрытие.

    Архитектор Фрай Отто (1925–2015)

    Фрай Отто родился в Германии в 1925 году. Он получил архитектурное образование в Берлинском техническом университете, а затем продолжил обучение в США, где познакомился с работами знаменитых архитекторов: Ричарда Нойтры, Людвига Мис ван дер Роэ, Райта и др. В 1954-м Отто защитил докторскую диссертацию на тему "Подвесные тентовые перекрытия", которая была издана на трёх языках.

    Впервые немецкий архитектор стал известен благодаря временным павильонам для выставок. Эти функциональные конструкции легко возводились и демонтировались, при этом выглядели эстетично. Свои архитектурные сооружения Фрай Отто противопоставлял тяжеловесным и монументальным зданиям, возводимым в фашистской Германии. Сторонник устойчивого развития и сохранения ресурсов, он создавал лёгкие, не требующие большого количества материала, экономичные, быстровозводимые, ажурные и невесомые конструкции.

    Спорткомплекс в Олимпийском парке, Мюнхен, Германия, 1968-1972.

    Фрай Отто одним из первых стал применять трехмерное моделирование, без которого сегодня не обходится ни одно архитектурное бюро. Сложные формы парящих тентовых конструкций появились благодаря его наблюдению за природой и заимствованию биологических форм и структур. В его архитектуре можно разглядеть формы гор, скал, снежных вершин и пиков волн.

    Танцевальная площадка, построенная в рамках Цветочной выставки в Кельне, Германия, 1957.

    О том, что ему присудили престижную премию, Фрай Отто узнал на девяностом году жизни. Через несколько дней, 9 марта, он скончался.

    Притцкеровскую премию также называют "Нобелевской премией в области архитектуры". Ее основала семья Притцкеров, владельцев мировой сети отелей Hyatt, чтобы поощрить талант и инновационное мышление практикующих архитекторов, улучшающих мировой архитектурный ландшафт. Лауреату вручается бронзовая медаль и денежный приз в размере ста тысяч долларов США. Притцкеровская премия считается самой престижной среди архитекторов и присуждается ежегодно с 1979 года.

    Крыша многоцункционального зала в Мангейме, Германия, 1970-1975.

    1979: Филип Джонсон

    Основоположник и ведущий представитель "интернационального стиля" в американской архитектуре середины XX века. Лидер постмодернизма, приверженец чистых геометрических форм и конструкций из стали и стекла, за что получил прозвище “Мис ван дер Джон­сон”. Автор "Стеклянного дома" (Коннектикут, США, 1949), Бостонской библиотеки (США, 1973), Национального банка Америки (Даллас, Техас, США, 1987) и др.

    Не­бо­скреб Seagram в Нью-Йор­ке (1958) — сов­ме­ст­ное тво­ре­ние Фи­ли­па Джон­со­на и Лю­дви­га Мис ван дер Роэ.

    1980: Луис Барраган

    Мексиканский архитектор, ландшафтный архитектор. Создатель медитативных пространств для уединения и созерцания. Барраган писал: "Я верю, что любое произведение искусства достигает совершенства, если передает ощущение тишины, радости и спокойствия". Среди его самых известных работ: собственный дом (Мехико, Мексика, 1948), сад "Лас Арболедас" (Мехико, Мексика, 1962), конюшня "Сан-Кристобаль" (Мехико, Мексика).

    Жилой дом в Мехико. Нажмите на фото, чтобы посмотреть все интерьеры.

    1981: Джеймс Стирлинг

    Выдающийся британский архитектор. Агрессивные геометрические объемы, экспрессивная стилистика, асимметрия и брутальность ярко выражены в его проекте инженерного корпуса Лестерского университета (Великобритания, 1963). Более позднее его творение – Новая государственная галерея в Штутгарте (Германия, 1984) – выполнено в другой манере и перекликается с архитектурой античности и барокко. Джеймс Стирлинг называл себя человеком с "широким кругом интересов и, судя по всему, эклектическими склонностями".

    Исторический факультет Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания, 1967.

    1982: Кевин Роч

    Американский архитектор ирландского происхождения, Роч стал знаменит благодаря проекту манхэттенского офиса Фонда Форда (Нью-Йорк, 1967), ставшему ярким примером атриумной архитектуры. Вместе со своим компаньоном Джоном Динкелу Роч спроектировал Арку в Сент-Луисе, Международный аэропорт в Вашингтоне, Центр современного искусства (Массачусетский университет, 1974), комплекс офисных зданий "Пирамиды" в Индианаполисе (1972) и др. Попытки причислить Кевина Роча к определенному направлению провалились. Он говорил: "Это не пост- и не премодернизм. Это просто самое очевидное решение, которое я мог предложить".

    Комплекс офисных зданий "Пирамиды" в Индианаполисе (1972)

    1983: Йо Мин Пей

    Американский архитектор китайского происхождения, продолжатель традиций Мис ван дер Роэ. Автор одних из самых красивых интерьерных пространств и экстерьерных форм. Его стеклянная пирамида в Лувре (проект "Большой Лувр", 1989) известна каждому. Проекты Пея узнаваемы благодаря чистой геометрии и графике. Он спроектировал Художественный музей Эверсон, (Нью-Йорк, 1968), восточное крыло Национальной галереи искусств (Вашингтон, 1974), башню Китайского банка (Гонконг, 1982) и др.

    Пирамиды Лувра, Париж, 1989.

    1984: Ричард Мейер

    Американский архитектор, модернист. Входил в "Нью-Йоркскую пятерку" архитекторов-пуристов, которые стремились к рационализму, первичной форме, чистоте и лаконичности архитектуры. Узнаваемый стиль Мейера – это белоснежные здания с характерным сетчатым рисунком облицовки, среди которых: Смитс Хаус (Дариен, Коннектикут, 1965–1967), Дуглас Хаус (Харбор-Спрингс, Мичиган, 1973), Музей современного искусства (Барселона, Испания, 1995) и др. Читайте также: Интервью с Ричардом Мейером.

    “Хру­с­таль­ный со­бор” Цен­т­ра вари­а­тив­но­го мы­ш­ле­ния (Possibility Thinking) в Ка­ли­фор­нии, 2003.

    1985: Ханс Холляйн

    Австрийский архитектор и художник. Противник функционализма, Холляйн выступал за "чувственную" архитектуру и был отмечен за мастерство формы, цвета и сочетаний деталей из самых разных материалов, от мрамора до пластика. В избранные работы Ханса Холляйна входят: свечной магазин Ретти (Вена, 1965), Музей Абтайберг (Мёнхенгладбах, 1972–1982), Музей стекла и керамики (Тегеран, 1978) и др. Кроме того, Холляйн состоялся как художник, чьи произведения хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Читайте также: Интервью с Хайнсом Холляйном.

    Ев­ро­пей­ский центр вул­ка­но­ло­гии в Овер­не, 2002.

    1986: Готтфрид Бём

    Немецкий архитектор и скульптор, представитель архитектурной династии. Бём известен прежде всего благодаря проектам современных церковных сооружений, среди которых: церковь Воскресения Христа (Кёльн, 1967–1970), церковь Святой Анны (Хэммерн, 1963), церковь Святого Духа (Эссен, 1955–1956) и др. Для архитектора важной задачей было проектирование "связей": между новым и старым, между идеей и реальным воплощением, между зданием и контекстом.

    Театр Ганса Отто, Потсдам, 2006.

    1987: Кензо Танге

    Японский архитектор, ставший классиком еще при жизни. Спортивный комплекс для Олимпийских игр (Токио, 1964) считается одним из самых красивых спортивных сооружений XX века. Кензо Танге также спроектировал токийский собор Святой Марии (Япония, 1955) и Хиросимский мемориал (Япония, 1955), что послужило началом нового развития современной архитектуры Японии. Жюри премии охарактеризовало архитектуру Кензо Танге как "возникшую из древних и забытых времен, трогающую сердца и захватывающую дух".

    Штаб-квартира Fuji-Sankei Communications Group, Токио, Япония, 1996.

    1988: Оскар Нимейер

    Автор уникального направления модернизма, развивавшегося в контексте и в тесном контакте с культурой Латинской Америки. Нимейер выразил в пластичных железобетонных сооружениях историю и дух своей страны. Несомненное произведение искусства и главное творение Оскара Нимейера – столица Бразилии, Бразилиа. Уникальный стиль автора узнаваем в Музее современного искусства в Нитерое (Бразилия, 1996) и в Аудитории "Ибирапуэра" (Сан-Паулу, 2002). Читайте также: Интервью с Оскаром Нимейером.

    Музей современного искусства в Нитерое, Бразилия, 1996.

    1988: Гордон Буншафт

    В 1988 году было два лауреата.

    Американский архитектор из семьи русских эмигрантов. Проекты небоскребов Буншафта, например нью-йоркский офис британской мыловаренной компании братьев Леверов (1951–1952), оказали большое влияние на развитие архитектуры высотных зданий. Среди других известных работ архитектора – новое помещение галереи Олбрайта и Нокса в родном Буффало (1962) и библиотека Бейнеке в Йельском университете (1963). Современные технологии и материалы, высокие стандарты проектирования были особенно отмечены жюри премии.

    Национальный коммерческий банк в Джидде, Саудовская Аравия, 1983.

    1989: Фрэнк Гери

    Один из крупнейших архитекторов современности, стоявший у истоков деконструктивизма. Был отмечен престижной премией за мятежный дух экспрессивной архитектуры, смелые эксперименты и художественность. Гери принадлежат самые известные образцы архитектуры деконструктивизма — музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе (1993), музей Гуггенхейма в Бильбао (1997), концертный зал им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003), а также Павильон Притцкера (Чикаго, 2004). Читайте также: Интервью с Фрэнком Гери.

    Скульптура в порту Барселоны, 1992.

    1990: Альдо Росси

    Итальянский архитектор, теоретик архитектуры, автор книги "Архитектура и город" (1966), ставшей фундаментальным текстом современной урбанистики. Его проекты относят к течению постмодернизма. Аскетичные фасады и сложные, продуманные планировки отличают его знаменитые сооружения: Здание делового центра правления (Перуджа, Италия, 1988),  театр Карло Феличе (Генуя, Италия, 1991), квартал Щютценштрассе (Берлин, Германия, 1998) и др.

    Кладбище Сан-Катальдо в Модене, Италия, 1984.

    1991: Роберт Вентури

    Американский архитектор, стоявший у истоков постмодернизма. В своей книге "Сложности и противоречия в архитектуре" (1967) Вентури заявил "меньше – значит скучнее". Простоте и ясности модернизма он противопоставил неопределенность и двусмысленность нового направления. Яркой иллюстрацией манифеста Роберта Вентури стали реализованные проекты: Дом его матери, Ваны Вентури (Филадельфия, 1964), Гордон-Ву-холл в Принстонском университете (Нью-Джерси, 1983), дом и студия Кокс-Гайдна (Род-Айленд, 1981).

    Студенческое общежитие в Принстонском университете (1983).

    1992: Алваро Сиза

    Знаменитый португальский архитектор, профессор, скульптор. Отличительные черты его проектов – ясность форм, свет и воздух, упорядоченность и честность, наиболее характерные для ранних модернистов. Члены жюри премии особенно отметили способность архитектуры Алваро Сизы воздействовать на чувства и поднимать дух. Среди более 140 реализованных проектов – знаменитые архитектурный факультет Университета Порто в Португалии и павильон Португалии на "ЭКСПО 1998" (Лиссабон, Португалия). Читайте также: Интервью с Алваро Сизой

    Музей Iberê Camargo, Бразилия, 2008.

    1993: Фумихико Маки

    Японский архитектор. Одним из первых стал реализовывать идеи модернизма, появившиеся на Западе, в контексте традиционной культуры Японии. Фумихико Маки входил в авангардную группу архитекторов "метаболистов", основной идеей которых были пластичность и вариативность архитектуры и ее непременная связь с окружением. Наиболее известны такие сооружения автора, как: Музей Ага Хана (Торонто, Канада), Музей штата Бихар (Патна, Индия), Комплекс Hillside Terrace, (Токио, Япония, 1992) и др.

    Офисный комплекc Spiral, Токио, Япония, 1985

    1994: Кристиан де Портзампарк

    Французский архитектор и градостроитель. Автор концепции "открытого квартала", в котором здания выстроены параллельно улицам, но не слиты в единый объем, а разнообразны по высоте, внешнему виду и функциям. Жюри назвало Кристиана де Портзампарка великим композитором, сочетающим пространство, текстуру, форму, свет и цвет уникальным образом. Среди известных сооружений архитектора Люксембургская филармония (2005), винодельня Шато Шеваль-Блан (Сент-Эмильон, Франция, 2011), башня One57 (Нью-Йорк, США, 2010) и др.

    "Город музыки", Париж, Франция, 1995.

    1995: Тадао Андо

    Японский архитектор, в проектах которого встречаются и гармонично сочетаются японские традиции и модернизм. Своей миссий Андо считал восстановление союза между природой и архитектурным сооружением. Он ценил строительное ремесло, которое дополняло его дизайн. Критики нередко называли его больше строителем, чем архитектором. Лаконичные формы из бетона характерны для многих его проектов, среди которых: церковь Света, (Ибараки, Осака, Япония,1989), Музей современного искусства (о. Наосима, Япония), жилой комплекс "Рокко" (Кобэ, Япония, 1993) и др. Читайте также: Интервью с Тадао Андо

    Му­зей Langen Foundation в Гер­ма­нии, 2004.

    1996: Рафаэль Монео

    Испанский архитектор, писатель и архитектурный критик, известный смелыми экспериментами и стабильно высоким уровнем реализации проектов. Среди его работ – совершенно разные по функциональности проекты, от церквей до вокзалов, самые известные из которых собор Богоматери Ангелов (Лос-Анджелес, США, 2002), вокзал Аточа (Мадрид, Испания, 1992). Несомненно, значимыми являются проекты таких музеев, как: новый корпус Музея Прадо (Мадрид, Испания, 2007), Национальный музей римского искусства (Мерида, Испания, 1985).

    Собор Богоматери Ангелов, Лос-Анджелес, США, 2002.

    1997: Сверре Фен

    Норвежский архитектор, чьи проекты отличаются современными формами и скандинавским характером. Жюри было отмечено, что сооружения Сверре Фена гармонично существуют в природном ландшафте, неподвластны моде и отличаются индивидуальностью и самобытностью. Яркие проекты архитектора: Норвежский музей ледников в деревне Фьёрланд (Норвегия, 1991), музей Хедмарка в Хамаре (Норвегия, 1979) а также частные дома в Швеции и Норвегии.

    Музей ледников в деревне Фьёрланд, Норвегия, 1991.

    1998: Ренцо Пьяно

    Итальянский архитектор, всемирную известность которому принесло здание Центра Помпиду в Париже (1977), спроектированное совместно с Ричардом Роджерсом. Ренцо Пьяно переосмыслил современную архитектуру и внес свой вклад в ее развитие, создав удивительный сплав архитектуры, искусства и инженерной мысли. Он также стал известен как мастер крупномасштабных проектов, таких как терминал международного аэропорта Кансай (Осака, Япония, 1994), Культурный центр имени Жан-Мари Тжибау (Нумеа, Новая Каледония, 1998), концертный зал Parco della Musica в Аквиле (Италия, 2012) и др.

    Центр Помпиду, Париж, Франция, 1977.

    1999: Норман Фостер

    Британский архитектор, один из самых успешных современных архитекторов в мире. Живой классик, экспериментатор и новатор, автор броских архитектурных сооружений, вызывающих неоднозначную реакцию у критиков. Высотные здания Фостера из стали и стекла возвышаются практически в каждом мегаполисе: здание швейцарской страховой компании Swiss Re (Лондон), башня Hearst Tower (Нью-Йорк, 2006), башня The Bow (Калгари, Канада), Коммерцбанк-Тауэр (Франкфурт, 2004) и др. Читайте также: Интервью с Норманом Фостером.

    Штаб-квартира издательского дома Hearst Corporation, Нью-Йорк, 2006.

    2000: Рем Колхас

    Голландский архитектор и теоретик архитектуры, основатель известного архитектурного бюро OMA. Его авторству принадлежат проекты Роттердамского художественного музея (1992), Центральной библиотеки Сиэтла (2004), посольства Нидерландов в Берлине (2003) и других проектов по всему миру, в том числе в России. Колхас стал лауреатом премии не только как выдающийся практикующий архитектор, но и благодаря важным научным работам, исследованиям, публикациям и выступлениям.

    Штаб-квар­ти­ра ССTV (Цен­т­раль­но­го те­ле­ви­де­ния Ки­тая), Пекин, 2008.

    2001: Жак Херцог и Пьер де Мёрон

    Проекты швейцарских архитекторов из бюро Herzog & de Meuron всегда остромодные, при этом интеллигентные. Неизменные материалы в их палитре – это простые и честные бетон, металл, кирпич, камень и стекло. Проекты Херцога и де Мёрона – центр "Кайха Форум" (Мадрид, 2010), галерея Тейт Модерн II (Лондон, 2012), реконструкция Порта-Вольта, проект фонда Feltrinelli (Милан, 2012) и другие –признаны жюри высоким искусством.

    Стадион Allianz Arena, Мюнхен, Германия, 2005.

    2002: Гленн Мёркатт

    Австралийский архитектор, чьи проекты на фоне других лауреатов премии отличаются локальностью и небольшим масштабом. Автор современных частных домов в духе модернизма, которые отличаются экологичностью, связью с ландшафтом и местными традициями. Работает архитектор в основном один, иногда привлекая коллег. За свою сорокалетнюю карьеру Гленн Мёркатт реализовал более 500 частных домов, в основном в Австралии, среди которых Фредерикс-Хаус (1982), Мэгни-Хаус (1984), Марика-Элдертон-Хаус (1994) и др. Читайте также: Интервью с Гленном Меркаттом.

    Комплекс Образовательного центра Артура и Иванн Бойд в Риверсдейле, ЮАР, 1999.

    2003: Йорн Утсон

    Датский архитектор, славу которому принес Сиднейский оперный театр (1973), ставший символом не только города и страны, но и целого континента. В проектах Утсона переплетаются архитектурные мотивы разных стран и культур, в том числе родной Скандинавии. Среди других известных сооружений архитектора – Национальная ассамблея в Кувейте (1982) и церковь Bagsvaerd (Копенгаген, Дания, 1976).  Архитектура Йорна Утсона была отмечена жюри за актуальность, современность и опережение времени.

    Оперный театр, Сидней, Австралия, 1973.

    2004: Заха Хадид

    Британский архитектор и дизайнер арабского происхождения, чьи проекты относят к деконструктивизму. Постоянный победитель конкурсов, благодаря которым Хадид стала мировой знаменитостью. Внутреннее движение, деформация и растягивание рамок привычного пространства присущи проектам Захи Хадид, среди которых наиболее значимыми являются вокзал Hoenheim-North и автостоянка (Страсбург, 2001), центральное здание завода BMW (Лейпциг, Германия, 2005), Центр современного искусства Розенталя (Цинциннати, Огайо, 2003).

    Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, Азербайджан.

    2005: Том Мейн

    Американский архитектор, известный благодаря созданию ярких и динамичных сооружений, которые критики относят к деконструктивизму. Мейн и его бюро Morphosis были отмечены за создание оригинального архитектурного ландшафта южной Калифорнии, в частности уникальных зданий в Лос-Анджелесе, среди которых Научный центр (2004), колледж Эмерсона (2014), квартал Caltrans District 7 и др. Читайте также: Интервью с Томом Мейном.

    Офисно-торговый центр Hypo Alpe-Adria в Клагенфурте, ­Австрия, 2002.

    2006: Паулу Мендес да Роша

    Бразильский архитектор, создатель сооружений из стекла и бетона в духе минимализма. "Бразилия не та страна, которая может бездумно тратить деньги на “показушную” архитектуру. Это просто оскорбительно для нашего народа", – поясняет свой стиль архитектор. Именно в таком ключе созданы проекты да Роша: Бразильский музей скульптуры (Сан-Паулу, 1988) и резиденция Марио Масетти (Сан-Паулу, 1995). Читайте также: Интервью с Паулу Мендесом да Роша.

    Спортивный клуб Paulistano в Сан-Паулу, Бразилия, 1958.

    2007: Ричард Роджерс

    Британский архитектор, соавтор знаменитого Центра Помпиду в Париже (1977) и основоположник принципов хай-тека в архитектуре. В проектах Роджерса инженерные системы были выведены на фасады, таким образом они стали элементами дизайна. Культовым в истории архитектуры является здание Lloyd's в лондонском Сити (1986).



    Здание Lloyd's, Лондон, 1986.

    2008: Жан Нувель

    Французский архитектор, мастер проектирования в контексте определенного места, культуры и потребностей клиента. Его сооружения – это "нужные здания на нужном месте": башня Торре Агбар в Барселоне (2005), Институт Арабского мира (Париж, 1987), небоскрёб на 11-й авеню, 100 в Нью-Йорке (2010) и др.Читайте также: Интервью с Жаном Нувелем.



    Интерьер Института арабского мира в Париже, 1987.

    2009: Петер Цумтор

    Швейцарский архитектор, почитаемый коллегами, критиками и последователями. Теоретик архитектуры, автор книги "Мыслящая архитектура". Произведения Цумтора всегда сдержанны, но выразительны: Музей "Колумба" (Кёльн, Германия), часовня Брата Клауса (Германия), Термальные бани (Вальс, Швейцария), капелла Св. Бенедикта (Сумвич, Швейцария). Читайте также: Интервью с Петером Цумтором.

    Часовня брата Клауса близ деревни Фахендорф, Германия 2007.

    2010: Кадзуё Седзима и Рюэ Нисидзава

    Основатели известного бюро SANAA, японские архитекторы, опирающиеся на принципы минимализма. Воздух, свет, легкость и прозрачность характерны для проектов: О-Музей (Нагано, Япония, 1999), учебный центр "Ролекс" (Лозанна, Швейцария, 2009), стеклянный павильон Музея искусств Толидо (США, 2006) и др.



    Новый музей современного искусства в Манхэттене, Нью-Йорк, 2005.

    2012: Эдуарду Соуту-Моура

    Португальский архитектор экспериментатор и новатор, обнаруживший новые подходы к применению традиционных приёмов и материалов в современной архитектуре. Среди его известных сооружений: стадион в городе Брага (2003), метрополитен в Порту (2004), галерея "Серпентайн" в Лондоне, совместно с Алваро Сиза (2005), Музей Паулы Рего "Дом историй" в городе Кашкайш около Лиссабона (2009) и др.

    Музей Паулы Рего "Дом историй" в городе Кашкайш около Лиссабона, 2009.

    2012: Ван Шу

    Китайский архитектор, сторонник сохранения культуры и архитектурного наследия Китая, использующий традиционные материалы и проверенные технологии для создания современной архитектуры. В список самых известных и значимых проектов Ван Шу входят: Музей искусств в Нинбо (2005), библиотека колледжа Wenzheng (Китай, 2000), павильон Нинбо Тэнту (Шанхай, "Экспо", 2010).    

    Музей искусств в Нинбо, Китай, 2005.

    2013: Тойо Ито

    Японский архитектор, которого называют создателем архитектуры ветра и воздуха. Его сооружения легкие, скульптурные и певучие. Они были отмечены жюри как "вневременные": Центр искусств в Мацумото (2004), Медиатека в Сэндае (2000), Магазин TOD’s в Токио (2004), библиотека Университета искусств Тамма (Токио, Япония, 2007). Читайте также: Портрет: архитектор Тойо Ито.



    Стадион на Тайване, 2009.

    2014: Сигеру Бан

    Японский архитектор стал известным благодаря своим проектам быстровозводимого дешёвого жилья, а также зданий, построенных из вторсырья. В своих работах он использует нетрадиционные материалы, такие как бамбук, ткань, бумага и пластик. Его известные произведения: картонный собор в Крайстчерче (Новая Зеландия), выставочный павильон Музея современного искусства "Гараж" (Москва, 2012), павильон Японии на EXPO 2000. Читайте также: Интервью с Сигеру Баном.

    Домики из бумажных труб, бамбука и брезента для жертв землетрясения в индийском штате Гуджарат, 2001.

    Материал подготовили Марина Савельева и Наталья Сазонова.

    страница 2 из 2
    Фото: Hisao Suzuki; Javier Lorenzo Domínguez; Eugeni Pons; frei otto; diomedia; getty; pritzkerprize.com; архивы пресс-служб

    читайте также

    Комментарии