Пост почитания Майкла Грейвса

12 марта в Принстоне умер Майкл Грейвс, архитектор, промышленный дизайнер и живописец-монументалист, заслуженный профессор архитектуры Принстонского университета, лицо американского постмодернизма и незаурядная личность, обладавшая мощной ломающей стереотипы творческой силой и оригинальным взглядом на мир. 

Майкл Грейвс (1934–2015)

Несмотря на то что имя его ассоциируется исключительно с постмодернизмом, начинал Майкл Грейвс с пуританского модернизма и был большим поклонником Ле Корбюзье. В 30 лет основав свое собственное архитектурное бюро Michael Graves & Associates, в 1969 году он вместе с Питером Айзенманом, Ричардом Мейером, Джоном Хейдуком и Чарльзом Гватми стал одним из “Нью-Йоркской пятерки”, которая пыталась обновить язык модернизма. К 1980 году, когда его проект здания коммунальных служб в орегонском Портленде выиграл городской конкурс, Майкл Грейвс уже окончательно пересмотрел свои отношения с абстрактным бездушным модернизмом и вовсю популяризировал постмодернизм.

Параллельно с архитектурой Майкл Грейвс активно занимался промышленным дизайном: придумывал чайники, часы, мебель, тостеры и телефонные аппараты, делая постмодернизм модным и доступным массовому потребителю. Ниже приводим десятку его самых известных работ.

1. Portland Building в Портланде, штат Орегон, 1982

Ключевой в карьере архитектурный проект Майкла Грейвса, массивное здание коммунальных служб в Портленде. Лозунг архитектурного постмодернизма Portland Building критиковали до и во время строительства за его цвет и отсутствие связи с городским ландшафтом, тем не менее оно стало хрестоматийным для истории западной архитектуры, а Майкла Грейвса превратило в архитектора мирового масштаба и значения.

2. Humana Building в Луисвилле, штат Кентукки, 1982

Облицованный розовым гранитом экстравагантный небоскреб в 26 этажей жители города по-свойски зовут “пакетом молока” и неистово любят — асимметричный головной офис компании Humana до сих пор остается главной архитектурной достопримечательностью Луисвилля.

3. Team Disney Building в Бербанке, штат Калифорния, 1987

Team Disney Building — шутка над классической архитектурой, храм, треугольный портал которого на своих плечах несут не атланты и не кариатиды, а диснеевские гномы. На подобную архитектурную авантюру в те годы способны были не многие, и Майклу Грейвсу было все равно, что говорят, ведь его эксперименты поддерживал и оплачивал генеральный директор студии Майкл Эйснер.

4. Отели “Дельфин” и “Лебедь” в парке Walt Disney World, 1988

Как и Team Disney Building, грандиозные отели “Дельфин” и “Лебедь” в парке Walt Disney World стали частью большого проекта Майкла Эйснера, который для своей компании заказал известным архитекторам несколько тематических отелей и офисных зданий. Одобренный Эйснером праздник абсурда и эксцентричности вызывает у профессионалов либо улыбку, либо содрогание, но, несмотря на весьма неоднозначное к себе отношение, отели вошли во все учебники современной архитектуры.

5. Центр искусств в Индианаполисе, штат Индиана, 1996

Построить в Индианаполисе новое здание для Центра искусств Майкла Грейвса позвал его директор Джойс Соммерс, друг детства и бывший одноклассник архитектора. Грейвсу была предоставлена полная свобода действий и бюджет в 6 миллионов долларов, на которые, практически полностью разобрав старое здание 1976 года постройки, он возвел Центр с 10-метровым массивным порталом и колоннами, огромными круглыми окнами и оштукатуренным в персиковый, красный и голубой фасадом. Вписать постройку в существующий пейзаж у архитектора задачи не было, и Грейвс придумал, что Центру нужно придать отдаленное стилистическое сходство с индустриальными гигантами Сан-Франциско и постройками нью-йоркского Сохо.

6. Музей старинных автомобилей Лаувмана, Нидерланды, Гаага, 2010

Для Музея старинных автомобилей архитектор в предместьях Гааги из красного кирпича построил большой загородный дворец в лучших голландских традициях — с высокими сводчатыми потолками, деревянными перекрытиями, двускатными крышами и флигелями, для пущего сходства с дворцом разбив вокруг музея регулярный парк. Теми же принципами традиционной голландской архитектуры Майкл Грейвс, кстати, руководствовался, строя в самом центре Гааги башни Министерства здравоохранения, социального обеспечения и спорта Нидерландов, правда, парк вокруг разбить не удалось.

7. Поселок Wounded Warrior в Форт-Белвуар, штат Вирджиния, 2012

Жилой комплекс Wounded Warrior для ветеранов горячих точек с ограниченными возможностями Майкл Грейвс строил на волне своего личного интереса к организации комфортной жизни для людей с ограниченными возможностями, и даже здесь остался верен постмодернизму. Дома “Патриот” и “Свобода” площадью 280 квадратных метров с раздвижными дверями, сенсорами движения и рабочими поверхностями на уровне колясочника стали воплощением принципа “доступная среда”, который сейчас активно развивает государство, а проект бюро Michael Graves & Associates стал типовым.

8. Чайник 9093 для Alessi, 1985

Самым известным и популярным предметом для дома, созданным Майклом Грейвсом-дизайнером, стал знаменитый чайник 9093 с птичкой, который маэстро создал для компании Alessi еще в 1985 году. Несмотря на возраст и постмодернизм, чайник до сих пор остается одним из самых продаваемых товаров итальянской компании. Кстати, для Walt Disney Майкл Грейвс тоже придумал чайник из нержавейки со свистком – ручка в форме знаменитых мышиных ушей, а вместо птички на носике сидит пластиковый Микки-Маус. Из серии 9093 вышли и часы Blue Wall Clock с фирменным птичками и тоже для компании Alessi.

9. Чайник для JC Penney, 2013

С другим чайником пару лет назад Майкл Грейвс оказался в центре громкого скандала — для компании JC Penney дизайнер придумал чайник из нержавейки со свистком и колокольчиком, в силуэте которого американцы усмотрели сходство с Адольфом Гитлером, вздернувшим руку в нацистском приветствии. Крупный ретейлер принес свои извинения всем оскорбленным и отменил рекламную кампанию, тем более что она оказалась не нужна — в течение суток “двусмысленный” чайник буквально смели с виртуальных полок магазина.

10. Мебель для David Edward

Для американской фабрики David Edward Майкл Грейвс сконструировал постмодернистские кресла, похожие на мебель из мультика или гипертрофированные игрушки.

Текст: Евгения Круглова

Фото: alessi; corbis; getty; Indianapolis Art Center; Fabio Bruna/flickr;

читайте также

Комментарии