Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

Американцы, – даже те, что живут в крупных городах, – традиционно мыслят категориями "neighborhoods" – исторически сложившихся компактных районов, объединенных какой-то особой идеологией или общим культурным контекстом. Район Митпэкинг, похоже, вытянул самый счастливый билет среди всех нью-йоркских neighborhoods, превратившись за последние 6 лет из грязноватого периферийного района с плохой репутацией в модный анклав, где престижно жить, работать и коротать досуг. Митпэкинг попал на модную карту Нью-Йорка благодаря парку Хай-Лайн, появившемуся здесь в 2009 году на месте заброшенной железной дороги. Теперь в общественном сознании ньюйоркцев этот район ассоциируется с дизайнерскими бутиками и модными ресторанами в гораздо большей мере, чем с традиционными для этих кварталов мясными складами и лавками.

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

Этой весной Митпэкинг окончательно и бесповоротно впишется в культурный ландшафт Нью-Йорка: 1 мая между южным входом на Хай-Лайн и набережной Гудзона официально откроется новое здание Музея американского искусства Whitney. Новый дом для собрания работ американских художников доверили спроектировать 77-летнему лауреату Притцкеровской премии, итальянцу Ренцо Пьяно, за плечами которого около 20 реализованных проектов музейных пространств в разных странах мира.

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

Автор лондонского небоскреба The Shard приобрел первую известность именно благодаря музейному проекту: в 1977 году совместно с Ричардом Роджерсом он разработал проект парижского Центра искусств Жоржа Помпиду. По словам самого Пьяно, они с коллегой не хотели строить "мавзолей искусств", предложив вместо этого ультраавангардное здание, больше напоминавшее тепловую электростанцию, чем музей в традиционном понимании этого слова. Реакция публики на проект была, мягко говоря, неоднозначной. Но с тех пор Центр Помпиду успел врасти в исторический ландшафт Парижа, а Ренцо Пьяно стал одним из самых востребованных архитекторов современности и любимцем музейщиков всего мира. Кстати, в его послужном списке уже есть один бесспорно удачный музейный проект в Нью-Йорке – реконструкция и расширение музея The Morgan Library, осуществленное в 2006 году.

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

Что же касается Whitney, то его кураторы осознали необходимость перемен уже давно: брутальное здание Марселя Брейера на Мэдисон-авеню, построенное для Уитни в 1966 году, давно перестало вмещать его огромную коллекцию, разросшуюся за годы существования музея до 22 тысяч единиц хранения. В 80–90-х годах совет попечителей активно обсуждал возможность расширения выставочных площадей за счет перестройки старого здания. В частности, рассматривались проекты Майкла Грейвса и Рема Колхаса, которым суждено было остаться на бумаге либо по причине активного противодействия этим планам со стороны соседей музея, либо из-за финансовых трудностей.

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

Но сегодня, спустя почти 50 лет, музей возвращается из аптауна к своим корням, на нижний Вестсайд. Именно в Вест-Виллидже, буквально в нескольких улицах от здания нового Уитни, в 1931 году Гертруда Вандербильт Уитни была вынуждена открыть Музей американского искусства после того, как музей Метрополитен отказался от ее дара, состоящего из 500 работ американских художников. В свете этой истории особенно курьезным кажется тот факт, что опустевшее с недавних пор здание Брейера, по слухам, будет сдано в аренду музею Метрополитен под его собственную коллекцию современного искусства.

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

Если здание Брейера представляло собой брутальную цитадель искусств, противопоставившую себя роскошным особнякам верхнего Истсайда, то прозрачно-белое здание Пьяно, скорее напоминающее айсберг, вынесенный на берег Гудзона, стремится стать органичной частью застройки и визуально влиться в среду. На встрече с журналистами, предшествовавшей официальному открытию музея, архитектор сказал: "Здание культурного учреждения должно быть открытым, доступным, не довлеющим и не претенциозным. Граница между улицей и зданием не видна. Вы видите то, что происходит снаружи, видите уличное движение, видите пешеходов – ведь это часть города".

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

Главный вход в музей расположен с восточной стороны, то есть со стороны "города". По толстому бетонному трапу посетители попадают на слегка приподнятую террасу под "навесом", сформированным нависающими над нею этажами здания. Первый этаж музея – вытянутый стеклянный аквариум, выложенный отполированными сланцевыми плитами. Иксообразные перекрестья стальных балок вдоль уличного фасада – единственный видимый глазу конструктивный элемент, поддерживающий это колоссальное сооружение. На самом деле весь его вес ложится на упрятанный в теле здания стальной каркас весом в 4000 тонн, но здесь он своего присутствия ничем не выдает.

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

Сам архитектор называет фойе первого этажа largo, поясняя, что в итальянском языке есть 20 слов для обозначения разного рода площадей, и словом "largo" называют те, что поуже и поменьше. Таким образом, площадь – традиционный элемент городского синтаксиса – оказывается втянутой внутрь здания, а граница между "внутри" и "снаружи" стертой. Дело в том, что первый этаж Whitney и впрямь задумывался как часть районной инфраструктуры, открытой не только для посетителей музея, но и для всех желающих: ресторан Дэнни Майера Untitled, бесплатный выставочный зал и музейный магазин однозначно не будут пустовать.

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

Размытость границ между улицей и собственно музеем подчеркивает и то обстоятельство, что наружные пространства террас и балконов Whitney тоже проходят по разряду "внешних" выставочных площадей – здесь планируют показывать кино и экспонировать произведения монументального искусства.

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

Прокладывая путь по уменьшающимся с каждым новым этажом галереям, ступая по гулким металлическим лестницам, бетонным террасам и белесым дубовым доскам, некогда застилавшим полы заводов и фабрик Америки, невольно проникаешься понятной и логичной структурой пространства Whitney. Притом что здание нового Уитни не производит впечатления целостной архитектурной формы, ему однозначно присущ некий брутальный шарм – если хотите, прирученная брутальность, за которую мы полюбили в свое время Хай-Лайн. Не обладающее конвенциональной красотой, оно постепенно прорастает в зрителя своим обаянием.

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

Единственным "излишеством", которое позволил себе не питающий страсти к декору Пьяно, стали стальные лестницы на обращенном к городу фасаде. Эти лестницы – своеобразный парафраз пожарных лестниц, "украшающих" фасады большинства нью-йоркских зданий. По ним можно курсировать между террасами трех верхних этажей, выбирая наиболее удачную точку для селфи на фоне Хай-Лайна и сумасшедших видов Манхэттена.

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

Еще один оммаж Нью-Йорку читается в выборе материала для отделки фасадов: эмалированная сталь всегда ценилась работниками Митпэкинга за свои гигиенические свойства, но в век гаджетов изготовленные из нее фасадные панели читаются скорее как холодные поверхности умного устройства, а темные окна – как шелковистые экраны, готовые вспыхнуть жизнью, стоит провести по ним пальцем.

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

Рассказывая о своем новом детище, Ренцо Пьяно замечает: "Здание Уитни заигрывает с городом одной своей стороной, выходя другим фасадом на реку – на западе открывается бесконечная перспектива. Это здание стоит на границе между городом и всем остальным миром. Кстати, вон то строение (показывает на склад реагентов у реки) скоро снесут. И не потому, что я так захотел – таковы планы города. То есть с этой стороны мы видим Нью-Йорк медленный, пешеходный, а с той стороны – быстрый, со скоростным шоссе". 

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

По справедливому замечанию Ренцо Пьяно, музей должен обладать потенциалом, которого хватит на века, а если повезет, и на тысячелетия. Судя по той уверенности, с которой он это говорит, он вложил в "айсберг" по имени Whitney некое знание, которое позволит ему стать новым местом силы культурного Нью-Йорка и успешно плыть по водам времени еще многие годы.

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

План:

Музей американского искусства Whitney в Нью-Йорке

Текст: Карина Чумакова

Фото: Karin Jobst; Nic Lehoux; Timothy Schenck; courtesy Renzo Piano Building Workshop in collaboration with Cooper, Robertson & Partners

Комментарии