Геометрический сад в Испании

Любители садово-паркового искусства с незапамятных времен разделены на два лагеря: приверженцев геометрии и сторонников естественной природы. Обе группировки приводят в свою пользу десятки примеров от Версаля и Тюильри до Стоу и Павловска. В последнее время у апологетов геометризма появился новый аргумент: сад, созданный под Мадридом ландшафтным дизайнером Фернандо Карунчо.

В саду, разбитом дизайнером Фернандо Карунчо под Мадридом, посреди газона стоит столетний дуб Quercus ilex. Живая изгородь состоит из эскалонии, японских кленов и груш сорта Bradford.

В саду, разбитом дизайнером Фернандо Карунчо под Мадридом, посреди газона стоит столетний дуб Quercus ilex. Живая изгородь состоит из эскалонии, японских кленов и груш сорта Bradford.

“Геометрия – грамматика сада”, – говорит Карунчо. В своей работе один из самых популярных ландшафтных дизайнеров Испании опирается на труды древних греков, для которых геометрия была универсальным ключом к тайнам мироздания. По их примеру Карунчо свои проекты создает на основе решетки. Он называет ее “сетью для ловли пространства”.

На западной стороне сада Карунчо устроил “лесистую” тропинку, с которой открывается вид на водную гладь, газон и ярко-красную беседку — “Павильон камелий”.

На западной стороне сада Карунчо устроил “лесистую” тропинку, с которой открывается вид на водную гладь, газон и ярко-красную беседку — “Павильон камелий”.

Под Мадридом в его сеть попал небольшой, в полгектара, участок. Карунчо разбил его на две террасы и соединил их небольшой лестницей. В схеме этого “партера” чувствуется влияние садов Ренессанса – и мавританской Альгамбры. Границы “решетки” прочерчены рядами эскалонии, лавра и кленов. Внутри нее – зеркальные пруды и газоны с двумя столетними дубами.

Летом зеленый, обильно увлажненный сад спасает хозяев от жары.

Летом зеленый, обильно увлажненный сад спасает хозяев от жары.

При всей строгости сад очень разнообразен: поверхность прудов отражает изменчивый свет неба и яркую расцветку осенней листвы. Хитрая комбинация пропорций газонов и высот растений позволяет саду выглядеть по-разному буквально с каждой ступени центральной лестницы.

Карунчо подобрал для сада растения, листва которых осенью приобретает красный цвет и смотрится особенно эффектно.

Карунчо подобрал для сада растения, листва которых осенью приобретает красный цвет и смотрится особенно эффектно.

Этот прием Карунчо почерпнул из барокко: благодаря ему сад кажется больше своих истинных размеров. И в геометрическую сеть, сплетенную дизайнером, оказывается поймано не только пространство, но и воображение зрителя.

“Сад — как живое существо, он может умереть. Спасти его может только жесткая структура: время над ней не властно. Как в Альгамбре”, — говорит Карунчо.

“Сад — как живое существо, он может умереть. Спасти его может только жесткая структура: время над ней не властно. Как в Альгамбре”, — говорит Карунчо.

Текст: Том Кристофер

Фото: АРНАУТ ОВЕРБЕК

Комментарии