Пост почитания Йо Мин Пея

26 апреля 1917 года родился знаменитый архитектор, подаривший миру стеклянные пирамиды Лувра и еще сотни проектов по всему миру.

Йо Мин Пей, 26.04.1917

Сын китайского банкира, Йо Мин Пей (в русской транскрипции также — Юй Мин Пэй) получил блестящее образование в США, преподавал в лучших архитектурный вузах мира, стал обладателем огромного числа премий и наград и построил целую архитектурную корпорацию. Пей — ученик Вальтера Гропиуса, одного из основателей знаменитой немецкой школы Баухауз, давшей импульс развитию американской урбанистики, а также последователь Миса ван дер Роэ и других модернистов. Проекты Пея узнаваемы благодаря чистой геометрии и графике, лёгкости и прозрачности, а национальный колорит его родной страны проступает даже сквозь глобализацию и архитектурный космополитизм. Одни из самых красивых интерьерных пространств, отмеченные жюри Притцкера, принадлежат его авторству. Работая с самыми разными заказчиками — коронованными особами, главами государств, несговорчивыми девелоперами, благотворительными организациями — Пей создает поразительно ясные произведения на основе сложных и противоречивых задач.

1. Национальный центр атмосферных исследований (Колорадо, США, 1967)

Здание для центра атмосферных исследований должно было не только решить инфраструктурную задачу для практической и теоретической работы ученых, но и стать символом национального центра, подчеркнув статус проводимых исследований. Сооружение, расположенное в живописной горной местности, состоит из нескольких объемов с простыми кубическими формами, которые соединены друг с другом подземными этажами. Там спрятаны все подсобные и хозяйственные помещения, специально удаленные от лабораторий, где идет сосредоточенная работа. Пей придумал зигзагообразные переходы, коридоры и альковы внутри центра, понимая, что работа ученых происходит не только в аудиториях, а научный спор может легко возникнуть где-то по пути.

2. Национальная галерея искусств, Восточное крыло (Вашингтон, США, 1978)

Пею поручено было спроектировать новое здание для расширения Национальной галереи искусств. Лаконичный объем расположился непосредственно напротив Капитолия в самом центре Вашингтона. Трапециевидная площадка была разделена на два треугольника в плане с разными функциями (учебный центр и офисные помещения). Треугольные объемы объединились с помощью треугольного же атриума с естественным освещением, вокруг которого построены все учебные, офисные и вспомогательные помещения. Новый модернистский корпус музея перекликается с историческим зданием галереи по высоте, по цвету и фактуре фасадов, а соединяются они подземными переходами, где расположены столовые, административные и другие вспомогательные функции.

3. Библиотека Джона Ф. Кеннеди (Бостон, США, 1979)

Здание библиотеки Кеннеди находится в живописном месте на берегу океана в заливе напротив Бостона. Многофункциональный комплекс должен был стать современным и в то же время вневременным, а участок и бюджет накладывали большие ограничения. Решено было углубиться под землю, расположив там музейную часть и театральные аудитории; объем здания сделать треугольным, разместив там учебную и административную зоны, а главную функцию — мемориальную — вынести в отдельный архитектурный объем — огромный стеклянный куб. После посещения экспозиции и просмотра фильма о семье Кеннеди, посетители попадают в пустое пространство, наполненное светом и тишиной, где они могут обдумать увиденное, созерцая панораму неба и большой воды.

4. Большой Лувр (Париж, Франция, 1989)

Когда президент Франции Франсуа Миттеран предложил Пею заняться проектом ансамбля Лувра, архитектор осторожно отказался, взял время на изучение истории искусств Франции, отправился в путешествие и вернулся с радикальным предложением. Стеклянная пирамида во дворе Лувра – самое известное и самое противоречивое творение Пея. Несмотря на критику смелой формы, контрастирующую с историческими фасадами, модернистские пирамиды прочно вплелись в архитектурный образ Парижа. Главная пирамида служит входом в музей и светлым фойе. Просторный подземный вестибюль с выставочными залами и вспомогательными помещениями, названный “Холл Наполеона”, объединяет все крылья музея. Благодаря стеклянному фасаду нового Лувра, просматриваются исторические фасады, а ночью пирамида светится как драгоценный кристалл.

5. Башня Банка Китая (Гонконг, 1989)

Это 367-метровое здание с диагональными переплётами и антеннами наверху – визитная карточка Гонконга. Когда-то оно было самым высоким в Азии. Фасады небоскреба построены на преломляющихся треугольниках, которые под разными углами отражают небо и окружающий ландшафт. В тесной застройке здание банка является не только доминантой, но и градообразующим центром с широкими тротуарами, садами и фонтанами, скрадывающими шум мегаполиса. Легенда гласит, что в первоначальный проект пришлось вносить изменения, чтобы соблюсти традицию фэн-шуй, имеющую огромное влияние в Китае и Гонконге.

6. Отель “Four Seasons” (Нью-Йорк, США, 1993)

Пею удалось создать элегантное сооружение на пике моды, в объеме и интерьерах здания отеля сплелись модернизм и ар-деко. В отделке фасада архитектор предпочел традиционный для его проектов французский светлый известняк. Так образ здания приблизился к замку, особенно на контрасте с окружающими стеклянными небоскребами Нью-Йорка. Дизайн отеля возрождает традицию, когда посещение отеля было настоящим событием. Здесь сделан упор на высшее качество, определенные ритуалы и сервис. Большое фойе спроектировано открытым и приглашающим и напоминает театральную сцену, где гости могут не только пообщаться, но и показать себя.

7. Музей Михо (Шига, Япония, 1997)

Этот музей был мечтой антиквара Михоко Коянна, богатые коллекции которого по оценочной стоимости перевалили за миллиард долларов. В 1990-х с помощью Пея коллекционер материализовал свою мечту в музейных корпусах — вначале в префектуре Шига, а потом и под Киото. 

Дизайн комплексов, который Пей обозначил как “Шангри-Ла”, вписан в холмистый и лесистый ландшафт. Примерно три четверти из 17 400 квадратных метров музейных площадей расположены под землей в углублениях скалы. Крыша представляет собой светопропускающую конструкцию из стекла и стали, а в отделке стен и пола интерьеров использован светло-бежевый известняк.

8. Зал славы рок-н-ролла (Кливленд, США, 1995)

Это сооружение посвящено наиболее известным и влиятельным деятелям эпохи рок-н-ролла: исполнителям, продюсерам и другим личностям, оказавшим значительное влияние на музыкальную индустрию. Кливленд называют родиной рок-н-ролла, потому что здесь открылось радио “WMMS”, на котором работал диджей Алан Фрид, придумавший термин “rock 'n' roll” в начале 1950-х. Здание Пея — это композиция из разнородных элементов: параллелепипед, цилиндр, пирамида. Одни объемы находятся в динамике, другие – прочно укоренены в земле. Ко времени строительства Зала в Кливленде, стиль Пея, очевидно, уже полностью сформировался. В этом проекте читаются элементы, которые уже были использованы Пеем в других его работах, но композиция Зала славы рок-н-ролла, тем не менее, уникальна и самобытна.

9. Музей исламского искусства (Доха, Катар, 2008)

Исламский музей в Дохе, столице Катара, стал не просто музейным прорывом высшего архитектурного качества, но и катализатором культурного развития этого эмирата. Музей располагает пятью тысячами квадратных метров площадей для экспозиций, презентаций и лекций. Сам Йо Мин Пей назвал Музей исламского искусства одним из наиболее сложных проектов в своей длинной трудовой биографии: “Трудность моей задачи заключалась в том, чтобы охватить все разнообразие исламской культуры. Культуры поистине огромной, начинающейся в Иберии, проходящей через Индию эпохи Великих Моголов до ворот Китая и идущей дальше”.

Текст: Марина Савельева

Фото: Miho Museum; Getty Images

читайте также

Комментарии