Пост почитания Алваро Сиза

Алваро Сиза

Алваро Сиза родился на севере Португалии в 1933 году. Ученик видного португальского архитектора Фернандо Таворы, он открыл свое собственное бюро в Порто уже в 21 год. Сиза с детства мечтал стать скульптором, но родители настояли на более “прикладной” профессии, и он пошел учиться на архитектора. Впрочем, к своим объектам Алваро Сиза относится как к скульптуре и утверждает, что архитектура – это искусство. Между тем, не сразу поймешь, о какой скульптурности идет речь, глядя на простые, логичные и прямолинейные сооружения архитектора. Сиза не увлечен декоративностью, его профессиональный инструмент архитектора – такой же, как тысячу лет назад – пропорции.

Не смотря на свою многолетнюю карьеру и всемирное признание, Алваро Сиза остаётся предан своей стране и строит в основном в Португалии, где его боготворят. Он использует минимум технических средств и привычные материалы: бетон, стекло, старый кирпич. В эпоху архитектуры как аттракциона проекты Сиза не слишком фотогеничны. Их нельзя сходу назвать эффектными или красивыми. Для понимания его архитектуры нужно время, тишина и созерцание – нужна определённая работа. И тогда пропорции, фактуры, свет и пространство сложатся в мастерскую скульптуру.

1. Чайный дом Boa Nova

Португалия, Матозиньюш, 1963 год

Чайный дом – один из первых проектов Сиза, реализованный совместно с его преподавателем, Фернандо Тавора. Для ресторана было выбрано место на каменной скале с видом на океан недалеко от родного города Алваро Сиза. В далёких 60-х был еще повсеместно распространен вдумчивый подход к проектированию в гармонии с местом. Архитекторы внимательно изучили климат и течения, окружающую растительность, формы скал и особенности дорог, соединяющих место с городом. К зданию ведет система платформ и ступеней, поднимающихся к входной зоне ресторана с низким навесом, дающим мощную тень, и огромными валунами по бокам, обрамляющими вход. Сооружение напоминает в плане форму бабочки, охватывая “крыльями” океанскую бухту. Внешние стены как будто вырастают из каменных утёсов, подчеркивая крепкую связь с местом.

Пост почитания Алваро Сиза

2. Галисийский центр современного искусства

Испания, Сантьяго-де-Компостелла, 1994 год

В начала карьеры Сиза проектировал в основном частные дома и резиденции. Центр современного искусства – один из знаковых проектов Сиза 90-х годов, так как с него начинается эволюция проектов в масштабе и функциональности. Сиза ставил перед собой задачу спроектировать пространство, которое бы затрагивало все чувства с помощью приёмов естественного освещения, выразительных текстур и сценария движения внутри здания. Галисийский центра современного искусства является визитной карточкой современного Сантьяго-де-Компостела. Кроме выставочного пространства - это динамический и междисциплинарный центр, в котором проводятся циклы конференций, креативные мастер-классы, музыкальные выступления, театральные и кино-показы.

CGAC, Сантьяго-де-Компостелла. Южный фасад, вид с улицы Рамон дель Валье-Инклан.

CGAC, Сантьяго-де-Компостелла. Южный фасад, вид с улицы Рамон дель Валье-Инклан.

3. Спортивный центр Llobregat

Испания, Барселона, 2005 год

Территории под строительство спортивного центра, спроектированного Алваро Сиза, представляла собой плоский прямоугольник голой земли между плотно застроенными улицами послевоенных кварталов на севере Барселоны и кольцевой автодорогой на юге. 

Пост почитания Алваро Сиза

Здание спортивного центра, расположенное на отдалении от жилой застройки, состоит из группы пластичных объемов, возведенных из белого бетона, каждому из которых соответствует определенное назначение: спортивный зал на 2500 зрителей, бассейн, административные и вспомогательные функции. 

Пост почитания Алваро Сиза

Две огромные рампы, каждая размером с площадь небольшого города, поднимаются от автостоянки и встречаются на входе в здание на высоте четырёх метров. Таким образом, чтобы попасть внутрь, нужно преодолеть определенный путь и подняться над уровнем земли – в прямом и переносном смысле. 

Пост почитания Алваро Сиза

Такие метафоры призваны вырвать посетителя из тусклого контекста окружающей застройки и дать определенное эмоциональное переживание, которое начинается от входа в здание и продолжается внутри в пластичном пространстве, пронизанном лучами света.

Пост почитания Алваро Сиза

4. Летний Павильон Галереи Серпентайн

Великобритания, Лондон, 2005 год

Алваро Сиза в соавторстве с другим известным португальским архитектором Эдуарду Соуту де Моура создали проект Летнего Павильона Галереи Серпентайн в 2005 году. Сиза сравнил будущую постройку с беспокойным животным, чьи лапы прикованы к земле, но оно готово сорваться с места в любую минуту. 

Пост почитания Алваро Сиза

Изогнутая форма павильона состоит из переплетающихся деревянных балок. Этот каркас накрыт полупрозрачным материалом, через который проникает естественный свет. Для облицовки пола Сиза использовал один его из любимых материалов – добротный красный состаренный кирпич, который работает на контрасте с пластичным и лёгким деревом.

Пост почитания Алваро Сиза

5. Музей современного искусства Серралвеса

Португалия, Порту, 2007 год

Объем главного здания музея состоит из выставочного пространства, офисов и хранилищ, библиотеки искусств и ресторана с террасой. В качестве зонирующего элемента Сиза использовал огромные двери, которые в зависимости от потребностей выставки могут объединять залы в один или изолировать небольшие помещения. Дневной свет проникает через проемы в потолке, а естественная вентиляция осуществляется за счет горизонтальных проемов в стенах. Как и в большинстве проектов Алваро Сиза, мебель, освещение и элементы отделки были спроектированы архитектором. Палитра материалов – также традиционная для Сиза: каменные или оштукатуренные фасады, отделка пола мрамором. Абстрактные минималистичные стены с оконными проемами, обрамляющими неожиданные виды сада, не нарушают окружающего ландшафта, пребывая с ним в спокойном диалоге.

Пост почитания Алваро Сиза

6. Фонд Ибере Камарго

Бразилия, Порту-Алегри, 2008 год

Ибере Камарго – известный бразильский художник. Здание для экспозиции его работ по проекту Сиза расположено на узком вытянутом участке, зажатом между склоном холма и автострадой. Из-за нехватки места архитектору пришлось расположить выставочные залы на разных уровнях. Их соединяют скульптурные пандусы, выходящие из интерьера наружу и возвращающиеся обратно. Посетитель ни на секунду не забывает о находящейся совсем рядом широкой реке Гуяба: виды на нее открываются из окон музея. Фасад здания решен в одном материале и цвете, что подчеркивает скульптурную форму сооружения. В интерьере Сиза применил светлое дерево для напольного покрытия. Для освещения широко использован солнечный свет, проникающий в залы через стеклянные перекрытия.

Пост почитания Алваро Сиза

7. Институт архитектуры – Архив Эрвина Хеериха

Германия, 2009 год

Одноэтажное здание института архитектуры, U-образное в плане, возведено на территории бывшей ракетной базы НАТО, превращенной в комплекс культурных учреждений. Здесь хранится архив скульптора Эрвина Хеериха, по проектам которого построены многие постройки Хомбройха. Самые известные из них расположены рядом — в ансамбле музея “Острова Хомбройх”: это 12 павильонов, большинство из которых возведены из использованного вторично голландского клинкерного кирпича. Именно поэтому Сиза выбрал для своей постройки тот же материал. 

Пост почитания Алваро Сиза

Весомость кирпичных фасадов противопоставлена архитектором светлому и просторному интерьеру, открытому через панорамные окна в природную среду. Простота форм напоминает о лаконичной монументальности построек Хеериха, мемориалом которому, по сути, стало здание Сизы.

Пост почитания Алваро Сиза

8. Спа-центр Vidago Palace Spa

Португалия, Видагу, 2012 год

Спа-центр дополнил ансамбль гостиницы Vidago Palace, построенной в начале XX века как королевский дворец. Это масштабное сооружение в русле эклектики сразу же после сдачи было превращено в отель. В Видагу расположены источники целебных минеральных вод, исторически привлекавшие состоятельных посетителей из разных стран Европы. К столетию отеля было решено построить новый корпус спа-центра. 

Пост почитания Алваро Сиза

Алваро Сиза решил его по-модернистски лаконично. Чтобы связать старинное здание гостиницы и новый корпус с бассейном, архитектор использовал объединяющий оттенок терракоты. На контрасте с цветными фасадоми, в интерьере использованы белая штукатурка и светлый природный камень. Новое крыло скромно утоплено в землю, чтобы не нарушать вид на ландшафтный парк и исторические фасады отеля.

Пост почитания Алваро Сиза

9. Пожарная часть и казармы пожарных

Португалия, Санту-Тирсу, 2013 год

Комплекс находится на окраине города Санту-Тирсу и включает в себя три сооружения. Основной корпус состоит из гаража с бетонными фасадами и кирпичной части с офисами, учебными и жилыми помещениями, которые соединяются переходами. Со стороны двора к ним примыкает лужайка и небольшой плац, вымощенный плиткой. Также в комплекс входят кирпичное здание с мастерскими, складом и другими хозяйственными помещениями и бетонная пожарная вышка.

Пост почитания Алваро Сиза

10. Административный “Корпус на воде” завода Shihlien Chemical Industrial

Китай, Хуайань, 2014 год

Первая постройка Алваро Сиза в Китае – административный корпус химического завода в Хуайане. В центре заводского комплекса китайской компании расположено огромное искусственное озеро. Вода из него используется в производстве, но, помимо функции водохранилища, оно имеет и эстетическую функцию, контрастируя с индустриальным пейзажем. В середине озера на воде было решено построить административное здание, официально названное “Корпус у воды”. Сооружение Алваро Сиза напоминает скульптурную “петлю” из белого бетона длиной 300 метров. Заказчикам эта форма напомнила образ дракона – существо китайской мифология, высоко чтимое в Китае, – и была воспринята как благоприятный знак. Здание общей площадью 11 000 м2 имеет два “надводных” уровня. Оно связано с берегами двумя мостами. Часть его кровли озеленена, а также устроен “сад на воде”. Подробнее о постройке читайте здесь: Офис на воде от Алваро Сизы

Пост почитания Алваро Сиза

11. Кампус компании Amore Pacific

Южная Корея, Йонъин, 2014 год

Amore Pacific – крупнейшая южнокорейская косметическая компания. В 40 минутах езды от Сеула, в городе Йонъин, у Amore Pacific есть огромные владения – целый кампус, территория которого в итоге и стала местом для строительства. 

Пост почитания Алваро Сиза

Сиза спроектировал здание лабораторий из серого гранита, кирпичный корпус образовательного центра для сотрудников, музей для экспозиции малой части коллекции (остальные предметы хранятся в подземном ярусе), небольшой жилой корпус для исследователей и сотрудников из других частей страны, отель для гостей более высокого ранга, а также два многофункциональных павильона.

Пост почитания Алваро Сиза

12. Променад Алваро Сиза на кампусе Vitra

Германия, Вайль-на-Рейне, 2014 год

Кампус Vitra – самое известное из “собраний” построек выдающихся архитекторов. В частности на территории расположено здание пожарной части по проекту Захи Хадид, путь к которому пролегал через закрытую производственную зону кампуса. В задачу Алваро Сиза входило придумать пешеходную зону, которая соединила бы постройку Хадид и расположенный при въезде Vitra Haus напрямую, минуя промзону. В 1994 году Сиза уже проектировал на этой территории и был хорошо знаком с местностью – он разработал здесь проекты цеха, паркинга и пешеходных зон. Для оформления маршрута через промзону длиной 500 метров архитектор придумал променад с архитектурными “вставками”. Это асфальтированная дорога, отделенная от остального пространства живой изгородью издвухметровых буков. На некоторых отрезках пути изгородь сплошная, на других – в ней появляются просветы, сквозь которые видно окружение. Сиза выбрал в качестве ограждения живую изгородь, чтобы проект демонстрировал смену времен года. Изгородь дополнена материалами, которые применялись и в ранних проектах архитектора: голландским кирпичом и португальским гранитом.

Пост почитания Алваро Сиза

Список наград Алваро Сизы:

1988 год — Лауреат премии Миса ван дер Роэ;

1992 год — Лауреат Притцкеровской премии;

1998 год — Лауреат Императорской премии Японии;

2001 год — Лауреат премии Вольфа;

2009 год — Лауреат золотой медали Королевского Института Британских архитекторов;

2012 год — Лауреат Золотого льва на Биеннале в Венеции.  

Текст: Марина Савельева

Фото: alvaro siza office; Fernando Guerra; Joao Morgado; Sylvain Deleu; Serralves; Tomas Riehle; Vitra/Julien Lanoo; Mark Ritchie;

Комментарии