Портрет: архитектор Кристиан де Портзампарк

Французский архитектор Кристиан де Портзампарк построил новый дом для Dior в столице Южной Кореи Сеуле. Мы послали Алексея Тарханова (“Ъ”) узнать подробности.

Кристиан де Портзампарк<br />
Родился в 1944 году в Касабланке. В 1969‑м окончил Эколь-де-Боз-Ар в Париже, основал свое архитектурное бюро в 1980 году. В настоящее время имеет сотню сотрудников и строит по всему миру. В 1994-м стал первым французом, получившим премию Притцкера.

Кристиан де Портзампарк
Родился в 1944 году в Касабланке. В 1969‑м окончил Эколь-де-Боз-Ар в Париже, основал свое архитектурное бюро в 1980 году. В настоящее время имеет сотню сотрудников и строит по всему миру. В 1994-м стал первым французом, получившим премию Притцкера.

Бюро де Портзампарка только что сменило адрес и переехало в IX округ Парижа. Может быть, поэтому у стеклянной двери еще нет таблички. А может быть, потому, что архитектор справедливо считает, что тот, кому он нужен, его рано или поздно найдет. Так, как нашел его корреспондент AD. И может быть, с корреспондентом даже поговорят, хотя из всех французских зодчих-златоустов наш собеседник – самый замкнутый, самый не любящий интервью.

Здание нового бутика Dior состоит из двух частей: шестиугольной призмы и сложной оболочки такой же высоты.

Здание нового бутика Dior состоит из двух частей: шестиугольной призмы и сложной оболочки такой же высоты.

Ему за семьдесят, и незачем тратить время на разговоры, когда работы больше, чем у жадной молодежи. В скромном кабинете единственное украшение – кушетка Ле Корбюзье. Отдыхать – так культурно. В соседней комнате длинный стол плотно заставлен макетами зданий, образуя концентрированный портзампарковский город. 

Главный вход в магазин Dior в Сеуле располагается на углу улицы.

Главный вход в магазин Dior в Сеуле располагается на углу улицы.

Я спросил о Кристиане его бывшего студента, ныне столь же известного архитектора Доминика Перро. Он сказал: главный талант его профессора в том, что тот знает, на что пригоден любой участок, и снайперски может воспользоваться контекстом. Вот и сейчас в ответ на первый вопрос о том, что послужило основой такой необычной формы (ах, цветок, ткань платья, театральный занавес), он отвечает: “Угол. Угол улицы. Прежде чем придумывать красивые сравнения, мы исходим из места. Вот магистраль, на которой много зданий, посвященных моде. И вот мы приходим к перекрестку с маленькой улицей. Почему бы не поставить там нечто, что отметило бы начало улицы и выгодно отличило бы дом Dior?”

Один из эскизов Кристиана де Порт­зампарка.

Один из эскизов Кристиана де Порт­зампарка.

Де Портзампарк показывает мне серии рисунков, в которых он искал скульптурную форму угла. К моему изумлению, человек, учившийся и учивший классической архитектурной технике, рисует на айпаде. Больше всего эти эскизы напоминают мне павильон для Всемирной выставки времен моей архитектурной юности. Только вместо надписи USSR значится Dior, который давно уже – автономная республика в люксовой конфедерации LVMH. 

На террасе верхнего этажа бутика располагается кафе.

На террасе верхнего этажа бутика располагается кафе.

Сеульский дом Dior составлен из двух частей. Прямоугольная призма из стекла и металла, перед которой вырастает сложная белая оболочка. Единственное сравнение, на которое де Портзампарк соглашается, – это белая ткань, моделирующая объемы тела. Он вспоминает портновские мастерские на верхних этажах парижского Дома Dior, где мастерицы кроят и лепят на булавках линии новых платьев. Но ткань опирается на тело, здесь же оболочка обнимает пустоту. Мало было найти форму, надо было решить, как ее построить: “Конструкция не может говорить только о красоте, эта красота рассчитывается математически”. 

Интерьеры бутика: лестницу делал де Портзампарк.

Интерьеры бутика: лестницу делал де Портзампарк.

Архитектор сразу отказался от бетонной оболочки, которая вышла бы грубой и тяжелой. Благо в Сеуле находятся верфи, на которых строят океанские корабли. Панели сделали из стекловолокна с фактурой, напоминающей плетение нитей. Оболочку разделили на одиннадцать панелей, пригнанных друг к другу с авиационной точностью: “Я сделал сопряжения не декоративными, а показывающими узлы конструкции”.

Интерьеры бутика делал Питер Марино, постоянный “автор” магазинов марки.

Интерьеры бутика делал Питер Марино, постоянный “автор” магазинов марки.

Главный аттракцион интерьера – сложная заворачивающаяся лестница, ведущая на последний этаж, где расположены кафе и кондитерская, которой командует другой знаменосец французской культуры, гений сладостей Пьер Эрме. Дизайнер Питер Марино, который делает магазины Dior по всему миру, повесил скульптурную люстру и расставил мебель похудожественнее – вроде круглой скамьи “Гинкго” работы Клода Лаланна.

Штаб-квартиру концерна LVMH на 57-й улице в Нью-Йорке, “небольшую” башню высотой в двадцать три этажа, де Порт­зампарк построил в 1999 году.

Штаб-квартиру концерна LVMH на 57-й улице в Нью-Йорке, “небольшую” башню высотой в двадцать три этажа, де Порт­зампарк построил в 1999 году.

Дом в Сеуле – третий заказ де Портзампарка, полученный от главы LVMH Бернара Арно. До этого была башня в Нью-Йорке, построенная в 1999-м, и винодельня Cheval Blanc в Cент-Эмильоне, завершенная в 2011-м. 

Винодельня Cheval Blanc в регионе Сент-Эмильон — работа 2011 года.

Винодельня Cheval Blanc в регионе Сент-Эмильон — работа 2011 года.

Арно вместе с главой Dior Сидни Толедано долго обсуждали проект и предложили сделать главный вход с угла. Над входом пересекаются две белые панели и ребристая структура из анодированного алюминия, напоминающая, по словам архитектора, стрельчатую арку. Искусствовед-эротоман подумает о сетке чулок в разрезе платья.

Музыкально-концертный комплекс Cité de la Musique в парке Ла-Виллетт под Парижем Кристиан де Портзампарк строил с 1984 по 1995 год, и в архитектуре этого здания довольно сильно ощущается влияние модного тогда постмодернизма. Впрочем, архитектору не свойственно определять свои работы стилистически — он всегда строит по месту и времени.

Музыкально-концертный комплекс Cité de la Musique в парке Ла-Виллетт под Парижем Кристиан де Портзампарк строил с 1984 по 1995 год, и в архитектуре этого здания довольно сильно ощущается влияние модного тогда постмодернизма. Впрочем, архитектору не свойственно определять свои работы стилистически — он всегда строит по месту и времени.

Тридцать лет назад де Портзампарк стал первым французом, получившим Притцкеровскую премию. Он до сих пор не разочарован во французской архитектуре: “Говорят, что Франция в кризисе, но архитектура в полном порядке”. 

Интерьер музыкально-концертного комплекса Cité de la Musique в парке Ла-Виллетт под Парижем.

Интерьер музыкально-концертного комплекса Cité de la Musique в парке Ла-Виллетт под Парижем.

Единственное, о чем он несколько изменил свое мнение, – это работа с государством. Де Портзампарк говорит, что мэрии и правительства – ненадежные партнеры. Частник знает, чего он хочет, и хочет быстро. Он ставит на кон свое имя и деньги. Города и министерства тратят без счета чужие деньги и чужое время. Если на них надеяться, трудно отвечать за 114 человек, которые работают у него в мастерской.

Перестройку района улицы Rue des Hautes-Formes в XIII округе Парижа де Портзампарк осуществил в 1979 году.

Перестройку района улицы Rue des Hautes-Formes в XIII округе Парижа де Портзампарк осуществил в 1979 году.

Его жена Элизабет впервые за много лет работает с ним в одном здании. Но мастерские строго разделены. У Элизабет и ее сотрудников свой этаж, и по лестнице между ними ходит только короткошерстная такса Дон Кихот, обладающий здесь дипломатическим паспортом.

Штаб-квартиру газеты Le Monde в Париже Кристиан де Портзампарк построил в 2005 году.

Штаб-квартиру газеты Le Monde в Париже Кристиан де Портзампарк построил в 2005 году.

“Мне не хотелось, – говорит де Портзампарк, возвращаясь к Сеулу, – превратить дом в космический корабль, который сначала всем нравится, а через три года вызывает скуку и даже неприязнь”. И вспоминает, как американский критик написал про его нью-йоркскую башню LVMH, сравнив впечатление от постройки с мгновенным счастьем от бутылки шампанского, которое длится не долго. Но он уверен, что корейский дом Dior будет неплох и тогда, когда выветрится счастливый хмель от его открытия.

Многофункциональный музыкальный центр Cidade das Artes в Рио-де-Жанейро.

Многофункциональный музыкальный центр Cidade das Artes в Рио-де-Жанейро.

Многофункциональный музыкальный центр Cidade das Artes в Рио-де-Жанейро де Порт­зампарк построил в 2013 году. В здании несколько залов, предназначенных для исполнения разных жанров музыки. Основная филармоническая аудитория на 1800 мест может трансформироваться для оперных спектаклей.

Многофункциональный музыкальный центр Cidade das Artes в Рио-де-Жанейро де Порт­зампарк построил в 2013 году. В здании несколько залов, предназначенных для исполнения разных жанров музыки. Основная филармоническая аудитория на 1800 мест может трансформироваться для оперных спектаклей.

  • Эскиз небольшого, но весьма заметного проекта де Портзампарка — кафе Beaubourg, построенного в Париже напротив Центра Помпиду в 1987 году.
  • План кафе Beaubourg, построенного в Париже напротив Центра Помпиду в 1987 году.
  • Текст: Алексей Тарханов

    Фото: архив пресс-службы; ACDP; CDP; Erick Saillet; Hasisi Park/архив пресс-службы; Hufton + Crow; Kyungsub Shin; Nelson kon; Nicolas Borel; Stephane Couturier/Artedia/view/Russian Look
    опубликовано в журнале №12-01 (146) Декабрь-Январь 2015-2016

    Комментарии