Сад в Швейцарии

Сад, cпрятанный среди виноградников в горах над Женевским озером, можно без всяких скидок назвать шедевром. Подобно великой картине или скульптуре, он совершенен – и целиком, и в деталях. Но, в отличие от произведений изобразительного искусства, этот сад живой – он дышит, растет и меняется в зависимости от времени года и с течением времени вообще. Этот сад – как спектакль, где вместо людей играют растения.

Естественный ручей, протекавший по участку, Жак Вирц назвал “даром небес” — он его запрудил и устроил посреди лесистой части сада семиуровневый каскад.

Естественный ручей, протекавший по участку, Жак Вирц назвал “даром небес” — он его запрудил и устроил посреди лесистой части сада семиуровневый каскад.

Автор этого шедевра Жак Вирц уже больше полувека считается ведущим ландшафтным архитектором Европы. Он родился в Антверпене, и там же с 1950 года находится его мастерская. На счету Вирца много “громких” общественных проектов (например, реконструкция садов Тюильри в Париже) и частных заказов. И во всех проявляется главная особенность архитектора – умение работать с большими масштабами. Поэтому, купив дом XVIII века, окруженный одиннадцатью гектарами земли, хозяин этого сада сразу понял, кто должен им заниматься.

По краям подъездной дорожки архитектор высадил живые изгороди из стриженого граба, а между ними — пирамидальные липы.

По краям подъездной дорожки архитектор высадил живые изгороди из стриженого граба, а между ними — пирамидальные липы.

Вирцу сад тоже понравился. “Меня поразила сила и суровость ландшафта, – говорит он. – Я хотел сохранить эти качества из уважения к старому дому и парку”. Так, прямо при въезде в поместье Вирц оставил группу величественных деревьев – некоторые из них старше особняка. От них тянутся выстриженные живые изгороди из граба. 

Летом растения демонстрируют все градации зеленого — от темного оттенка граба до свежести ореха. Хозяйские золотистые ретриверы играют в саду целыми днями.

Летом растения демонстрируют все градации зеленого — от темного оттенка граба до свежести ореха. Хозяйские золотистые ретриверы играют в саду целыми днями.

Топиарные “стены” – характерная особенность стиля Вирца, он использует их всюду, и в этом швейцарском саду их особенно много. “Стены” сами по себе декоративны Вирц ценит граб за то, что он красиво желтеет осенью и стоит с рыжей листвой всю зиму. Кроме того, они структурируют пространство, организуя садовые виды и маршруты прогулок – например, в сторону укромного уголка, где прячется каскад из семи прудов.

Дубы и граб, из которого выстрижены изгороди, сохраняют пожелтевшую листву всю зиму, обеспечивая эффектный контраст с белизной снега.

Дубы и граб, из которого выстрижены изгороди, сохраняют пожелтевшую листву всю зиму, обеспечивая эффектный контраст с белизной снега.

Стриженые изгороди устанавливают в парке “закон и порядок”. Командует всем граб, но кроме него Вирц использовал еще тис, самшит, бук, дерен и жимолость. За всем этим разнообразием нужно ухаживать, регулярно подстригая изгороди. Но усилия стоят конечного результата – сада, который красив круглый год: в цветении весны, сиянии лета, осеннем увядании и зимней строгости.

Зимой особенно  заметна геометрическая структура садов Вирца: вертикали стволов, горизонтали живых изгородей, изгибы тропинок.

Зимой особенно  заметна геометрическая структура садов Вирца: вертикали стволов, горизонтали живых изгородей, изгибы тропинок.

Текст: Тристрам Холланд 

Фото: АЛЕКСАНДР БАЙАШ
опубликовано в журнале №11 (68) ноябрь 2008

Комментарии