Пост почитания Константина Мельникова

3 августа 1890 года родился русский архитектор Константин Мельников. В честь праздника мы вспомнили основные вехи творческой судьбы одного из главных архитекторов советского авангарда, а также его самые знаменитые постройки в Москве.

В детстве Константин Мельников, выходец из рабоче-крестьянской семьи, был радушно принят в доме выдающегося ученого и педагога, инженера В. М. Чаплина. С его помощью Мельников подготовился к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где получил сначала общее образование, а затем углубился в архитектуру.

Архитектор Константин Мельников (1890-1974)

Творческий путь Константина Мельникова начался в проектной мастерской под руководством И. В. Жолтовского и А. В. Щусева, основных архитекторов советского периода. Его первым проектом стал поселок для служащих Алексеевской психиатрической больницы в 1918 году. Впоследствии он также работал над планировками Бутырского района и Ходынского поля, выполненными в стиле неоклассицизма.

То, в чем сейчас мы сразу узнаем Мельникова, проявилось впервые в его проекте павильона "Махорка" для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в 1923 году. Здание с консольными свесами, винтовой лестницей, геометрическими окнами было холодно принято заказчиками, однако поощрено главным архитектором выставки Щусевым.

Константин Мельников намеренно отошел от группы архитекторов-конструктивистов во главе с Моисеем Гинзбургом (Дом Наркомфина) и братьями Весниными. Несмотря на то что в его работах сильны конструктивистские идеи, сам он не причисляет себя ни к одному из существующих в то время течений. Его особенный стиль проявляется в дальнейшей работе, определившей облик архитектуры ХХ века.

Фотографии Константина Мельникова в молодости и его дома в процессе строительства на лестничной площадке в доме-мастерской в Кривоарбатском переулке. Фото: Фриц фон дер Шуленбург.

В числе проектов, сделавших Мельникова знаменитым, – первый саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина. Архитектор выбирает необычную геометрическую форму четырехгранной удлиненной пирамиды и стекло для исполнения саркофага. По воспоминаниям самого архитектора, этот проект подарил ему "необыкновенную власть для действий". В 1925 году конкурсное жюри выбирает проект архитектора Мельникова для создания павильона СССР на Международной выставке в Париже. Эта постройка повторяет многие характерные черты стиля Мельникова – стеклянные конструкции, диагональные линии, перерезающие здание, наружная лестница.

Сегодня в Москве мы можем увидеть множество построек Мельникова его "золотого" периода. В основном это крупные гаражи и здания рабочих клубов, что соответствовало духу 20–30-х годов XX века. Не все они сохранились в первозданном виде, однако мы все равно можем узнать их по уникальным деталям. Ниже мы приводим восемь известнейших проектов Мельникова, включая его собственный дом-мастерскую в Кривоарбатском переулке.

1. Бахметьевский гараж

Гараж на улице Образцова был построен в 1927 году по принципиально новому для такого типа зданий проекту. Мельников взял за основу пространственной композиции диагональ. Гараж представляет собой параллелограмм, в котором свободно размещалось большое количество машин, а их въезд и выезд осуществлялся без использования заднего хода и дополнительного персонала.

Задний фасад здания, предназначенный для выездов, оснащен круглыми окнами в виде иллюминаторов, которые мы еще не раз встретим в постройках Мельникова. Внутренние перекрытия спроектированы выдающимся инженером В. Г. Шуховым.

2. Гараж на Новорязанской улице

Яркие торцы фасадов гаража симметрично выходят на Новорязанскую улицу. Между ними расположился въезд в автобусный парк, который был открыт здесь на базе гаража для грузовых машин. Сам гараж выполнен в форме подковы. Мы вновь видим геометрические формы, присущие конструктивизму – прямоугольные и круглые окна украшают как килевидные торцы фасада, так и административное здание, расположенное по центру. Металлические конструкции для этого проекта также были разработаны инженером Шуховым.

3. Гараж "Интуриста"

Этот гараж был построен на Сущевском Валу в 1934 году. В отличие от предыдущих гаражей, здесь Мельников отвечал только за архитектурное оформление фасада, но и этого было достаточно, для того чтобы признать здание памятником архитектуры советского авангарда. Главный фасад гаража представляет собой единую композицию из геометрических фигур – прямоугольника, трапеции и круга. Мы снова видим любимую Мельниковым диагональ, пересекающую фасад. За окнами «в круге» в свое время двигались по спиральному пандусу автомобили.

4. Гараж Госплана

На это произведение Мельникова сложно наткнуться случайно. Гараж Госплана расположился на Авиамоторной улице, в «рабочем» районе. С момента постройки в 1936 году здание претерпело множество изменений. В этом проекте Мельников также участвовал лишь в архитектурном оформлении фасада, рабочие чертежи здания были выполнены архитектором В. И. Курочкиным.

Мельников решил осветить одноэтажное помещение для автомобилей Госплана огромным окном-«глазом», выходящим на Авиамоторную улицу. К сожалению, сейчас окно не функционирует – оно заложено деревянными досками. Архитектор в привычном для него стиле гиперболизирует детали, наделяя прямоугольный фасад административного здания каннелюрами.

5. Клуб завода "Каучук"

Одновременно с гаражами Мельников проектировал также рабочие клубы для фабрик и заводов. Все они признаны памятниками конструктивизма, в том числе и клуб завода "Каучук".

Здание клуба находится в Хамовниках, на пересечении улицы Плющихи и 2-го переулка Тружеников, и этим расположением частично обусловлено архитектурное решение постройки. Здание представляет собой форму сектора круга, который дугой обращен к перекрестку. Часть здания практически выходит на тротуар – исторически здесь располагался кассовый вестибюль. Его обрамляют две лестницы, которые ведут к главному входу в клуб. С точки зрения геометрии в постройке удивительно сочетаются и переплетаются самые разные формы – вертикальное прямоугольное остекление, окружности в основе самого здания, спиралевидные лестницы.

6. Дом культуры им. Русакова

Это произведение Мельникова удивительно по многим причинам. В первую очередь его внешний облик – здание напоминает огромную шестеренку, зубцы которой нависают над улицей Стромынкой. Функционально Мельников также совершил прорыв – он расположил балконы зрительного зала в этих "выступах", а само помещение предложил сделать "трансформером", разработав систему "живых" стен. Боковые стены здания вертикально остеклены, что дает возможность для естественного освещения сцены и зрительного зала. Впоследствии здание претерпело множество изменений, однако на сегодняшний день, после реставрации 2012–2015 годов, его внешний вид максимально приближен к историческому. Сейчас в ДК имени Русакова действует театр Романа Виктюка, и его внутреннее убранство приспособлено для современных нужд.

7. Клуб "Буревестник"

Там же, в районе Сокольников, расположился еще один рабочий клуб, на этот раз принадлежащий кожевенно-обувной фабрике "Буревестник". К фасаду здания, состоящему из прямоугольников, убывающих по размеру вглубь двора, примыкает пятилепестковая башня. Она полностью вертикально остеклена, за счет чего здание становится более объемным и легким. В этом клубе Мельников также предложил приемы трансформации стен, чтобы функционально разделять или объединять зрительный и спортивный залы во время проведения мероприятий.

8. Дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке

Во внутреннем дворе дома Мельникова кажется, что шумного старого Арбата не существует, а во всей Москве есть только этот яблоневый сад и причудливые белые цилиндры. Дом архитектора был построен по его собственному проекту в 1929 году. Помимо внешнего вида необычна конструкция его стен и перекрытий. Мельников изобрел особый способ кладки кирпича со сдвигом вдоль стены через ряд и поперек стены через два ряда. Таким образом в стенах двух совмещенных цилиндров образовалось 124 шестиугольных проема, только 60 из которых мы можем увидеть сейчас – они выполняют функцию окон. Междуэтажные перекрытия сделаны из деревянного тёса и напоминают собой сетчатые перекрытия-оболочки инженера Шухова, с которым Мельников к этому времени плотно сотрудничал.

Сам Мельников объясняет выбор цилиндрической формы дома экономией материалов. Малый цилиндр дома срезан, и в нем располагается вход в здание, обращенный к Кривоарбатскому переулку. Над входом размещено вертикальное окно-экран размером во весь фасад, а венчает его надпись "Константин Мельников Архитектор".

Текст и фото: Софья Карпенко

Фото: Софья Карпенко

читайте также

Комментарии