Портрет: архитектор Михил Ридейк

Жизнь архитектора Михила Ридейка полна чудесных совпадений. Они помогли ему основать компанию и стать выдающимся профессионалом.

Михил Ридейк<br />
Родился в 1964 году в голландском городке Гельдроп. Окончил в 1989 году Делфтский технический университет, где ныне работает профессором. Также читает лекции и в других университетах. В 1992 году вместе с архитектором Виллемом Яном Нёйтелингсом основал архитектурное бюро Neutelings Riedijk Architects.

Михил Ридейк
Родился в 1964 году в голландском городке Гельдроп. Окончил в 1989 году Делфтский технический университет, где ныне работает профессором. Также читает лекции и в других университетах. В 1992 году вместе с архитектором Виллемом Яном Нёйтелингсом основал архитектурное бюро Neutelings Riedijk Architects.

Из нашего с Михилом разговора сложилось ощущение, что вся его жизнь – сплошная череда чудесных случайностей. Еще до поступления в институт он подрабатывал каменотесом в одной компании, специализировавшейся на реставрационных работах. Потом закономерно решил пойти учиться на отделение реставрации в Делфтский университет. 

Музей MAS (Museum Aan de Stroom) в Антверпене, Бельгия.

Музей MAS (Museum Aan de Stroom) в Антверпене, Бельгия.

Там Михил сильно заскучал от обилия химических процессов, которые нужно было освоить, и тут чудесным образом оказалось, что отделение архитектуры находится на том же факультете и перевестись на него не составляет никакого труда. Что он и сделал. 

Четыре старых и два новых здания Центрального голландского офиса по налогам связаны утопленной в землю постройкой. Там есть зал для встреч, спортивный центр, ресторан и парковка. Пруд, расположенный на крыше этого связующего объекта, выполняет функции охлаждения здания.

Четыре старых и два новых здания Центрального голландского офиса по налогам связаны утопленной в землю постройкой. Там есть зал для встреч, спортивный центр, ресторан и парковка. Пруд, расположенный на крыше этого связующего объекта, выполняет функции охлаждения здания.

Благополучно закончив обучение, Михил недолго пребывал в рядах безработных. Опять же по чистой случайности архитектор Виллем Ян Нёйтелингс как раз находился в поиске сотрудников: он участвовал в конкурсе на строительство офисного здания, но ни бюро, ни персонала у него на тот момент не было. Михил тут же согласился стать частью проектной команды. В итоге это знакомство помогло одержать победу в том самом конкурсе и положило начало тесному содружеству и формированию компании Neutelings Riedijk Architects.

Институт звука и визуализации в Хильверсуме, Голландия.

Институт звука и визуализации в Хильверсуме, Голландия.

Проекту здания, с которого все началось, так и не суждено было быть реализованным. Зато бюро, базирующееся в Роттердаме, успешно существует до сих пор, завоевывает награды и ведет проекты по всему миру. Кстати, иногда они даже занимаются не чуждыми Михилу реставрационными работами: например, не так давно восстанавливали здание XVI–XVII веков в небольшом городке в восточной части Голландии. 

Одно из пяти зда­ний на берегу озера Гоимер в Хёйзене. В каждом здании по тринадцать квартир.

Одно из пяти зда­ний на берегу озера Гоимер в Хёйзене. В каждом здании по тринадцать квартир.

“Главная идея нашей компании – строить сильную, запоминающуюся архитектуру, но при этом вписывающуюся в городской ландшафт, – говорит Михил. – Наши здания часто сравнивают со скульптурой и называют даже антропоморфными. Это неспроста: мы делаем их такими, чтобы диалог с обществом был максимально успешен”. 

Здание The Eemhuis, где расположены библиотека, музей и школа искусств. Три направления школы (театр и танец, визуальные искусства и музыка) расположены каждое в отдельном верхнем блоке. А все прочие общественные пространства находятся в основании.

Здание The Eemhuis, где расположены библиотека, музей и школа искусств. Три направления школы (театр и танец, визуальные искусства и музыка) расположены каждое в отдельном верхнем блоке. А все прочие общественные пространства находятся в основании.

Этим пренебрегать точно нельзя, ведь большая часть работ бюро Neutelings Riedijk Architects – это общественные пространства. В родной Голландии и за ее пределами они строили и музеи, и культурные центры, и библиотеки, и колледжи, и многочисленные офисные здания.

Библиотека в здании The Eemhuis в Амерсфорте, Голландия.

Библиотека в здании The Eemhuis в Амерсфорте, Голландия.

“Вся суть архитектуры – в развитии, ведь вы фактически на пустом месте возводите здания, – философствует архитектор. – Поэтому основная задача архитектуры – родить какие‑то чувства, эмоции в человеке”. Чтобы добиться этого, компания использует различные архитектурные приемы, ломает прямые линии, придумывает затейливые стеклянные фасады. “Также мы всегда стараемся привлекать к нашим проектам различных художников, – добавляет Михил. – Они помогают нам выйти за рамки нашего собственного воображения и добавить в работы что-то новое”.

Пространство Rozet в голландском Арнхеме. Здесь располагаются всевозможные образовательные учреждения, а также культурный центр.

Пространство Rozet в голландском Арнхеме. Здесь располагаются всевозможные образовательные учреждения, а также культурный центр.

С Москвой у бюро отношения крепкие – в столичных архитектурных проектах они участвуют аж с 2002 года. Они делали модели флагманского магазина Валентина Юдашкина, а также здания парламента и Политехнического музея. 

Пространство Rozet в Арнхеме.

Пространство Rozet в Арнхеме.

Но на данный момент в жизнь приводится только один проект – здание для “Группы ЛСР”. Он представляет собой высотку с жилыми и нежилыми пространствами, которая будет стоять на месте бывшего завода ЗИЛ. Здание состоит из пяти соединенных между собой башен, которые стоят на трехэтажном постаменте. Сами башни предназначаются под жилые помещения, а вот в трехэтажном основании здания должны будут разместиться всевозможные досуговые зоны: магазины, спа-центры и фитнес-клубы. Как обычно, Neutelings Riedijk Architects хотели сделать что-то выдающееся, и, кажется, у них это получилось, потому что здание с сияющим своими гранями фасадом выглядит как космический корабль. 

Проект зданий на “Зиларте”. В пяти соединенных между собой башнях будут располагаться квартиры, а в основании здания — общественные ­пространства.

Проект зданий на “Зиларте”. В пяти соединенных между собой башнях будут располагаться квартиры, а в основании здания — общественные ­пространства.

“Главный посыл, который мы вкладывали в строительство этого объекта, – это дать людям высочайшее качество уровня жизни, а также ощущение комфорта и надежности”, – говорит Михил о здании в жилом комплексе “Зиларт”. Здесь он, конечно, немного лукавит, так как просто для комфорта такой замысловатой конструкции можно было и не придумывать. Но вообще обращение к футуризму – позиция грамотная, как-никак этим зданиям стоять еще очень долго и переживать не одно поколение.

Проект зданий на “Зиларте”.

Проект зданий на “Зиларте”.

Кстати, в вопросах о будущем архитектуры Михил весьма практичен. Он убежден, что дома довольно скоро поменяют облик в угоду климатическим изменениям. Но он также уверен, что произойдет это не революционно, а незаметно для нас. Конечно, если обойдется без разного рода случайностей, с которыми у Михила Ридейка такая добрая дружба.

Проект музея Naturalis (части Музея естественных наук) в Лейдене, Голландия.

Проект музея Naturalis (части Музея естественных наук) в Лейдене, Голландия.

Проект музея Naturalis (части Музея естественных наук) в Лейдене, Голландия.

Проект музея Naturalis (части Музея естественных наук) в Лейдене, Голландия.

Текст: Мария Крыжановская

Фото: татьяна шарапова; Jeroen Musch; Daria Scagliola & Stijn Brakkee; архив пресс-службы
опубликовано в журнале №10 (155) Октябрь 2016

Комментарии