Выставка “Садовый спектакль” в Царицыно

В музее-заповеднике Царицыно до 16 июня проходит выставка Садовый спектакль об истории пейзажных или, как их чаще называют, английских садов. Рассказываем, почему не стоит пропускать это событие.

Куратором выставки “Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России” выступил Борис Соколов, искусствовед и преподаватель РГГУ, который около двадцати лет прицельно занимается изучением традиций английского сада. Экспонаты для выставки, а их тут около трехсот, приехали из двадцати российских музеев. В основном это изображения садов, и если до сих пор вы мало интересовались ландшафтным искусством, суть происходящего может быть непонятна. Так что мы прогулялись по залам в компании самого Соколова и выбрали десять экспонатов, которые станут ключом к пониманию происходящего.

Выставка “Садовый спектакль” в Царицыно

Выставку открывает объемная композиция, напоминающая театральные кулисы. Она сделана по мотивам альбомов с раскладывающимися листами, которые выпускались в конце XVIII – начале XIX века, и одновременно показывает, что слово “спектакль” в названии выставки возникло не случайно. Пейзажные сады действительно были организованы по тем же канонам, что и театральные подмостки. Ровная трава, пришедшая на смену клумбам, характерным для регулярных садов, создавала непрерывный “пол”, а одиночно стоящие деревья выполняли роль актеров. Посреди кулис расположены настольные позолоченные часы “Аллегория садоводства”, французская работа первой половины XIХ века из фондов “Царицыно”. 


Выставка “Садовый спектакль” в Царицыно

Пейзажные сады придумали в Англии, но в основе их лежит мечта о земном рае, олицетворением которой для людей той эпохи была античная Италия. Немалый вклад в облик пейзажных английских садов невольно внес Андреа Палладио. Мост, спроектированный им для Большого канала, который изображен на страницах книги “Четыре книги об архитектуре”, выпущенной типографией Д. де Франчески в 1870 году, так никогда и не был построен в Венеции. Зато аналогичные сооружения украсили собой три сада в Англии и Царское Село, где мост по чертежам Палладио возник по велению Екатерины Великой. 

  • Пейзажный сад – это прежде всего натуральный сад. Его создатель не укрощает природу и не диктует ей свои условия, а пытается прочувствовать и передать ее характер. Галерея из десяти акварельных листов из альбома, созданного в 1786 году отцом и сыном Болотовыми, позволяет побывать внутри сада имения Бобринских в Богородицке Тульской губернии. Работы образуют пары: виды от скамейки и на скамейку, от пруда и на пруд и так далее. 

    Выставка “Садовый спектакль” в Царицыно

    Считается, что французский философ Жан-Жак Руссо провел свои последние дни в шато де Эрменонвиль. Хозяин поместья маркиз де Жирарден окружил замок садом, вдохновляясь идеями Руссо, а также написал об этом книгу, которая вышла на русском языке в 1804 году под названием “О составлении ландшафтов или о средствах украшать природу округ жилищ, соединяя приятное с полезным”. По легенде, в момент смерти Руссо просил открыть окно в парк. Именно этот момент и запечатлел безымянный крепостной художник, создавший эту статую философа из папье-маше. 

    Выставка “Садовый спектакль” в Царицыно

    Английские сады получили распространение по всей Европе. В Польше лучшим воплощением новой концепции стал парк Лозенки, который изображен на этой картине неизвестного художника. Считается, что парк Лозенки очень нравился Николаю I. Предположительно, он черпал там идеи для Петергофа. 

    Выставка “Садовый спектакль” в Царицыно

    В России ландшафтное искусство стало делом государственной важности. Перед вами рукописный перевод сочинения Томаса Вейтли “Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные опасениями”, сделанный рукой Екатерины Великой. Вышедшая в 1770 году работа была в те годы одним из самых авторитетных теоретических трудов по садоводству. Правда, перевод так и не был закончен: императрица передала эту работу другому человеку, а тот с задачей не справился. 

    Выставка “Садовый спектакль” в Царицыно

    Выполненные акварелью планы Царского Села с высоты птичьего полета из библиотеки Павловского дворца сегодня воспринимаются как абстрактная живопись. В действительности же они точно передают особенности царскосельского ландшафта. На них можно рассмотреть и регулярные, французского типа аллеи, которые нравились императору Павлу, и пейзажную часть парка, и “Храм дружбы”, и начатки городка Павловска. 

    Выставка “Садовый спектакль” в Царицыно

    Изображения садов были настолько востребованы, что с живописных полотен делали многочисленные гравюры. Одной из таких картин стала работа Василия Причетникова “Усадьба князя А. К. Куракина Надеждино. Вид павильона “Вместилище чувствий вечных”, написанная им в 1795–1796 годах. На выставке можно поэтапно увидеть процесс ее тиражирования. 

  • Еще одним монархом, пытавшимся привить в России иностранный опыт благоустройства, стал император Александр I. Свидетельством тому – книга “Практический очерк о научном подходе к ремонту и сохранению общественных дорог” Джона Макадама, выпущенная в Лондоне в 1819 году. Макадам прославился как человек, придумавший революционную по тем временам технологию устройства дорог с покрытием из щебенки. В России немедленно захотели перенять этот опыт, но не сложилось. Увидев книгу, Александр I решил посчитать, во сколько обойдется сделанная по всем правилам верста дорог в России. Сумма получилась астрономической. 

  • Традиция оставлять заметки на полях обеспечила выставке еще один интересный экспонат – пятитомник “Теория садового искусства”, принадлежавший Николаю Львову. Автор этого сочинения К. К. Л. Хиршфельд подошел к делу с немецкой дотошностью, местами переходящей в страшное занудство. В книге среди ста тридцати прочих пометок, сделанных Львовым, есть не вполне вежливый комментарий относительно одного особенно затянутого описания. А также набросок придуманного им храма Солнца с описанием, которое заканчивается трогательным пассажем: “Но где время? Где случай?”

    Комментарии