В одном из интервью Понти на вопрос “Как рождается архитектура?” он ответил: “Изнутри”. Пожалуй, такой ответ максимально точно характеризует этого человека, который на протяжении всей жизни создавал, разрабатывал, проектировал, от впечатляющих масштабами зданий до мельчайших деталей интерьера и декора. Рассказываем о Джо Понти и его главных принципах работы, которые актуальны сегодня для всех, кто причастен к искусству.
Джо Понти родился и вырос на севере Италии, в промышленном Милане, где получил классическое архитектурное образование, окончив в 1921 году Миланский политехнический университет. Феноменальный успех и признание пришли к нему благодаря трудолюбию и уникальному таланту. Пытливость ума и огромный творческий потенциал подталкивали молодого человека к освоению новых областей дизайна, неподражаемое умение легко покорять новые высоты восхищало современников. И до сегодняшнего дня он остается неординарной и значимой фигурой в мире дизайна и архитектуры.
Джо Понти был настоящим художником, для которого понимание искусства было тесно переплетено с обычной жизнью. За свою карьеру он успел многое: занимался архитектурой и дизайном, был арт-директором, издателем и редактором, писал картины и критические статьи, сочинял стихи, участвовал в театральной жизни Италии, создавая сценические декорации и костюмы для актеров La Scala. Среди его знаменитых итальянских проектов — небоскреб Пирелли и первый офис для компании Монтекатини в Милане, здание математической школы университетского городка в Риме, отель Parco dei Principi в Сорренто, кафедральный собор в Таранто. Кроме того, Понти внес значительный вклад в культуру не только Италии, но и других стран. В Вене он занимался оформлением интерьеров Итальянского института культуры, спроектировал виллу для семьи Планшар в Каракасе и Северное здание Музея искусств Denver Art Museum в США (единственная работа архитектора в Соединенных Штатах), в Стокгольме создал проект Фонда инженера Карло М. Леричи. Все его работы были высоко оценены.
Уже спустя два года после окончания университета, в 1923 году, молодой человек становится арт-директором мануфактуры по производству фарфора Richard Ginori. Коллекция, созданная для Ginori, была представлена на Биеннале декоративно-прикладного искусства в Монце.
С 1928 года под руководством Джо Понти выходит журнал Domus — одно из первых изданий, полностью посвященных дизайну и архитектуре. Он был не только хорошим издателем, но и талантливым редактором, писал сам и приглашал в качестве авторов своих коллег и приятелей. Название для журнала было выбрано не случайно: домусами в Древнем Риме называли дома определенной постройки для одной семьи или рода. Кроме того, дом — это своего рода микромодель мира, где все подчинено определенным законам, это и символ защищенности, которой особенно не хватало в послевоенные годы. Именно понимание художника о правильном и логичном устройстве жилого пространства как микромира повлияло на ход и развитие его творческого пути, на протяжении которого формировались ключевые принципы работы.
1. “Настоящие мечтатели мечтают очень точно”.
Каждая работа Джо Понти, вполне осязаемая в конечном итоге, когда-то была всего лишь мечтой и выдумкой в голове художника. Однако именно умение воплотить мысль в реальность, найти способ соединить еще вымышленное с уже реальным позволило дизайнеру быть не только креативным, но и нужным своему времени и еще долго после. Думал ли кто-то в 60-е годы прошлого века, что собор может выглядеть примерно как Кафедральный собор в Таранто? “Настоящие художники не мечтатели, как многие думают, они ужасные реалисты. Они не претворяют реальность в мечту, а, наоборот, претворяют мечту в реальность: в реальность написанную, изобразительную, музыкальную, архитектурную”.
2. Время всегда идет вперед, важно то, что останется.
Вопросом “Что останется после меня?” задавались художники разных времен, так как испытание временем проходят далеко не все произведения искусства. Джо Понти удалось не только оставить свои эскизы, дизайнерские разработки, архитектурные объекты как наследие эстетического толка, но и очень практического. Например, на основе его эскизов компания Molteni & C перевыпустила в 2021 году кресло Round D.154.5 и письменный стол D.847.1, а многочисленные решения по обустройству интерьера, которые экономят пространство, особенно актуальны сегодня.
3. Поиск новых сочетаний и идея интермедиа.
Лейтмотивом всего творческого пути Джо Понти была концепция суперискусства, основанная на самых смелых сочетаниях известных видов выразительного творчества, уже в 60-е годы появится и более глобальная форма этой идеи — интермедиа. Одобрение междисциплинарности (но с выраженной итальянской экспрессией) явно прослеживается в карьере Понти, особенно в стремлении к созданию коллабораций с другими художниками-современниками. Так, например, он сотрудничал с Пьеро Форназетти, совершенствуясь в области графики и оптических иллюзий, — их стиль получил название “сюрреалистический неоклассицизм”.
4. Правила универсальны, но эмоциональный опыт уникален.
Один из советов Джо Понти художникам звучит так: “Не рисуйте по правилам. Учитесь видеть, следуя тем правилам, по которым рисовал ваш глаз. Художники поступают так. Нехудожникам правила помогают”. Эта позиция итальянского дизайнера неразрывно связана с его убеждением в том, что искусство, и в частности архитектура, рождается изнутри. Условности и каноны отходят на второй план, если созданное произведение искусства откликается эмоционально как самому художнику, так и зрителю. В таком случае речь идет уже о новом уровне, более глубинном и поэтому более ценном.
Письмо Джо Понти дочери Лизе с рисунком (1960) (картинка)
Цветные линии детского рисунка, несколько строчек письма, но насколько трогателен внутренний посыл, исходящий от этого письма.
“Художник — это тот, кто имеет предрасположение к искусству, который имеет призвание и иногда чего-то достигает”, — Джо Понти.
5. Функциональность тесно связана с формой, но не все так очевидно.
Одним из важнейших логических решений при обустройстве небольших жилых пространств и их оптимизации стало применение модульной системы мебели с различными раздвижными элементами, возможностью их складывать и с легкостью передвигать. Стоит отметить, что форма самой мебели играет далеко не первостепенную роль. “Функциональность независима от формы. <...> Функционально можно сидеть и на уродливом стуле”.
6. Выбор материала определяет целостность концепции.
Самым долговечным материалом, по мнению Джо Понти, является искусство, что неудивительно, ведь настоящее произведение искусства живет не один век. Однако на этапе создания той или иной работы требуется выбрать какой-то конкретный материал, так как от этого зависит эстетическая и практическая завершенность работы. Понти был очень внимателен к материалам в своих работах. В 1933 году он начинает сотрудничать с Луиджи Фонтаной, и вместе они создают компанию Fontana Arte, куда позже приглашают дизайнера Пьетро Кьезу и занимаются разработкой изделий из стекла и изготовлением витражей. Fontana Arte довольно быстро приобрела мировую известность.
7. Мотивация и осознанный подход играют определяющую роль.
Для Джо Понти особенно важным условием работы было понимание своей аудитории, тех людей, для кого он работает. Выбранный художником подход задает тон всему рабочему процессу и делает его осознанным, формирует альтруистическую мотивацию.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
“Архитектор (художник) должен воображать для каждого окна человека на подоконнике, для каждой двери — человека, который через нее проходит, для каждой лестницы — человека, подымающегося и опускающегося, для каждого портика — задержавшегося там человека, для каждого вестибюля — двоих, которые там встретились, на каждой террасе — отдыхающего, для каждой для каждой комнаты — живущих в ней”.
8. Чтобы создать собственный узнаваемый стиль, иногда стоит показать характер.
Вопросы стилистики на протяжении всей карьеры не оставляли Понти. Бесспорно то, что его индивидуальный стиль сформировался рано и, возможно, даже незаметно для самого Джо. В 1941 году он покинул Domus и возглавил журнал Stile, над которым работал в течение семи лет, параллельно занимаясь живописью и литературным творчеством. Понимание стиля у него было особенное, для него стиль — это что-то проходящее, “повторяющийся элемент”, “признание в обществе в данный момент времени”. На сегодняшний день стиль Джо Понти — это больше про его жизненную философию и образ мысли, когда художником движет желание создавать новое и совершенное.
9. Интеллект может и должен быть в основе творческого проявления.
Джо Понти получил классическое университетское образование в области архитектуры. Постигнув богатую итальянскую традицию старых мастеров в молодости, уже в гораздо более зрелом возрасте, в книге “Любите архитектуру”, он сформулировал свою собственную позицию в отношении традиционного, высказавшись в пользу ясных и точных законов архитектуры. “Это законы равновесия, пропорций, последовательности, существенности, чистоты, ясности, которые живут в подлинных произведениях архитектурного искусства, — написал архитектор. И продолжил: — И мы выразим их на современный лад”. Так Понти описал свой путь к инновациям в архитектуре — через академические знания, но опираясь на интуитивное чувство пространства, превращая фантазию в реальность.
10. Рациональность не является синонимом скупости.
Одной из самых узнаваемых дизайнерских работ Джо Понти стал стул 699 Superleggera (Cassina, 1951). Максимально легкая, но устойчивая конструкция весом в 1,7 кг стала следствием уменьшения как формы, так и используемого материала. При такой на первый взгляд экономии стул не потерял своей функциональности, но приобрел преимущество — легкость. “Стул легче воздуха”, — звучал рекламный слоган, где на фото ребенок поднимает стул всего лишь одним пальцем. Главный секрет дизайнера заключался в том, что ножки стула были треугольными, а не привычными круглыми.
Пожалуй, нет такой вещи в доме, проектированием которой в свое время не занимался бы Джо Понти, но именно это и говорит о его уникальном таланте. Предлагаем вспомнить его самые интересные и популярные работы, по порядку называя составляющие любого дома в мире. Итак...
Если самый известный дом, то... башня Пирелли (1956–1961), построенная в форме кристалла с зеркальными элементами и отвечающая идеям конструктивизма. Это было самое высокое здание с железобетонным каркасом в послевоенные годы в Европе.
“Архитектура — это кристалл”
Если стены, то... многофункциональные “оборудованные стены” (1950), которые представляют собой композицию из нескольких элементов мебели.
Если стол, то... кофейный столик Zodiaс, Fontana Arte, 1950.
Если кресло, то... культовое D.153.1, Molteni & C, 1953.
Если ковер, то... D.754.1 с крупным мозаичным рисунком, который достигнут за счет использования разных по форме и цвету кусков кожи.
Если выпить кофе, то... из кофемашины La Pavoni (1948).
“Горе машине, которая признается в усталости своей работы; даже в машинах, как и в людях, мы ценим герметичность организма, мастерство труда, элегантность усилий”.
А если чай , то... из чайного сервиза в стиле ар-деко, Richard Ginori, фарфор, 1932.
Если декор интерьера, то... скульптура в стиле ар-деко “Рука ведьмы”, Richard Ginori, 1935.
Если зеркало, то... круглая модель Randaccio, Gubi, 1925.
Если нужен свет, то... люстра из муранского стекла 99.80 , Venini, 1946.
Специально к 130-летию Джо Понти компания Molteni & C подготовила документальный фильм, который уже можно посмотреть здесь.