Культовые скандинавские дизайнеры: брутальное золото и шокирующий пластик Бьёрна Векстрёма

В своей новой колонке историк, этнограф и владелец магазина скандинавского винтажного стекла Retronord Александр Трифонов рассказывает о новаторстве Бьёрна Векстрёма и делится впечатлениями от посещения его недавней выставки в Хельсинки.
Культовые скандинавские дизайнеры брутальное золото и шокирующий пластик Бьёрна Векстрёма

В один из летних дней 1958 года миссис Ахо пришла в единственную в Хельсинки Галерею современного ювелирного искусства не с пустыми руками. В руках у нее была бутылка из-под водки, полная золотой пыли и самородков. Женщина хотела, чтобы из ее золота сделали модное и уникальное украшение. Владелец галереи (а по совместительству и сам ювелир) Бьёрн Векстрём взялся за дело и в качестве эксперимента изготовил ожерелье из самых крупных самородков, оставив их без обработки. 

В таком стиле золотого брутализма — Raw Gold — еще никто не работал. Тем не менее заказчица была очень довольна и предложила сделать что-нибудь и из золотой пыли, которая все еще оставалась в бутылке. Из пыли Векстрём отлил небольшие украшения в виде мини-скульптур. Они тоже были совсем не похожи на то классическое золото, к которому привыкли скандинавские потребители тех лет. Так Бьёрн Вескстрём и миссис Ахо, конечно, открыли новую эпоху в ювелирном искусстве золота — модернизм. 

Векстрём получил прикладное образование в области ювелирного дела. Оно позволило ему всю жизнь находиться на стыке искусства и ремесла. Знание особенностей материалов, прежде всего драгоценных металлов, дало толчок к радикальному преобразованию дизайна украшений и скульптуры. В начале 1960-х он стал одним из создателей новаторского и ставшего культовым ювелирного бренда и производства “Лаппония”, а в 1969 году отлил свои первые скульптуры из пластика, которые положили начало монументальному направлению в работе автора.

Бьёрн не был первым ювелиром в своей семье. Его дед и дядя также занимались работой с драгоценными металлами и камнями. Мастерская деда, Джона Векстрёма, в небольшом городке в южной части Финляндии Таммисаари работала в начале XX века, и одним из ее посетителей был последний российский император Николай II, зашедший туда во время своего круиза по Финскому заливу. 

Ювелиры в Европе в 1950-х уже работали с новыми неклассическими формами, которые мы сейчас знаем как модернистские, но золото оставалось наиболее консервативной частью ювелирного искусства. Точно такая же ситуация наблюдалась и в скульптуре: публика далеко не всегда воспринимала новые формы, особенно в публичных пространствах, позитивно. Векстрём хотел реализовать себя как скульптор, но поначалу ему пришлось работать с мини-скульптурами по частным заказам. 

После случая с миссис Ахо Векстрём сделал в стиле Raw Gold массивную золотую подвеску “Цветущая стена”, которую отправил в Бразилию на ювелирный конкурс к 400-летию Рио-де-Жанейро. И получил уже всемирное признание, выиграв Гран-при. Так мир узнал о финском золоте Векстрёма, феномене, остающемся модным и актуальным уже более 60 лет.  “Возможно, подвеска была похожа на работы мастеров доколумбовой Америки, что сыграло свою роль”, — рассказывал потом дизайнер о своем успехе. 

С ювелирной истории и золота началась слава Векстрёма: особое отношение к нему в Скандинавии сохраняется по сей день. В музее Дидрихсен в Хельсинки только что прошла большая выставка работ Бьёрна Векстрёма “Человек, машина и ювелирное искусство”, на которой были представлены 86 украшений мастера, иллюстрирующих его профессиональный путь. Жаль, что в условиях нынешнего непростого времени россияне практически не могли попасть на нее. Я, как очевидец, попробую восполнить этот пробел для российского читателя.  

Шокирующие полимеры Йоко Оно

“Я хотел сделать что-то принципиально новое, отличающееся”, — говорил дизайнер. До Векстрёма никому в голову не приходило соединить в одном украшении золото и пластик. Выбор автора пал на полимерный материал — акрил. “Комбинация дешевого акрила и драгоценного металла шокировала людей”, — вспоминал мастер. “С пластиком не работали в ювелирном деле, его не принимали покупатели”. 

И тут на помощь пришел случай. В окне шоурума Векстрёма в Гетеборге были выставлены самые необычные его украшения с акрилом, включая массивный перстень “Окаменевшее озеро”. Так случилось, что в это время город посещала звездная пара, Джон Леннон и Йоко Оно. Они увидели перстень в окне, и Джон купил его для Йоко.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Затем пара появилась в шоу Дика Каветта на американском телевидении, и на Йоко было то самое кольцо. Его несколько раз взяла крупным планом камера. После передачи заказы со всего мира посыпались в “Лаппонию”. 

Интересно, что эра пластика быстро прошла. Вместе с нефтяным кризисом 1970-х годов пластики стали выходить из употребления, и Векстрём переключился на более традиционные для Финляндии арт-стекло, а также камень и бронзу.

Самое известное финское украшение

Авторству Бьёрна Векстрёма принадлежит самое известное в мире украшение родом из Финляндии. В 1977 году в компании “Лаппония” раздался звонок. На том конце провода был американец, секретарь Джорджа Лукаса, директора “Звездных войн”. 

Оказалось, Лукас где-то успел ознакомиться с творчеством Векстрёма и хотел, чтобы тот создал для фильма эксклюзивное украшение. Времени оставалось мало, всего шесть недель, и ювелир взялся за работу, но через очень короткое время секретарь Лукаса вновь позвонил. На этот раз он с сожалением сообщил, что сроки сдвинулись и в запасе есть только неделя. За такое короткое время, конечно, нового украшения было не создать. 

Выход был найден в использовании уже созданных предметов. Дизайнер посоветовал сходить в шоурум его магазина на Бонд-стрит в Лондоне (съемки фильма также проходили в Великобритании) и выбрать что-то оттуда. Так, в финальной сцене фильма принцесса Лея появилась в серебряном ожерелье Planetoid Valleys и с браслетом “Дарина”. Так весь мир узнал о модернистских украшениях “Лаппонии” и Векстрёме, финском ювелирном искусстве. 

Новая мифология

Самой впечатляющей частью выставки, несомненно, были скульптуры автора. Его ранние монументальные работы из акрила медитативны, наполнены какой-то почти неземной энергетикой. Этот период творчества совпадает с увлечением Векстрёма дзен-буддизмом. 

В 1970-х он обратился к более реалистичной манере, стал использовать образы классической мифологии. Кстати, именно тогда он подолгу жил в Италии, что, вероятно, также повлияло и на язык скульптора, и на выбираемый им материал. 

Векстрёма не зря называют нарративным (повествовательным) скульптором. Его работы рассказывают историю, иллюстрируют мифы в приложении к современным реалиям, будь то покорение космоса, генная модификация или научно-технический прогресс. Язык классического мифа делает идею автора универсальной и понятной в глобальном масштабе. Как фигура Кентавра, где вместо смешения человека и коня перед нами человеческое и машинное (мотоцикл). “Как общество будет двигаться дальше в этом неизбежном слиянии мира людей и машин?” — спрашивает Векстрём. 

Часть скульптур выглядят сейчас пророчески. Например, во время Войны в заливе 1991 года Векстрём создал “Слепого бегуна”, идея которого была в нашей незащищенности перед искажениями информации, разными “правдами” различных медиа. По мысли автора, мы все похожи на слепых, бегущих по земле с горящими углями: в медийной разноголосице человеку трудно разобраться в том, где истина. 

Через свои работы Бьёрн задает обществу вопросы, предлагает осмыслить самые глубокие изменения, которые происходят на наших глазах. И это совершенно точно влияет на тебя не меньше его ранних, “буддистских” творений, ведь задать вопрос правильно очень часто важнее, чем получить ответ. 

\