Архитекторы

Луис Кан: история жизни и лучшие проекты архитектора

20 февраля родился Луис Кан — легендарный модернист, один из самых выдающихся и влиятельных архитекторов XX века. Его работы монументальные, а игра со светом удивительно тонкая и изящная. Рассказываем о непростой судьбе и лучших проектах мастера.
Институт биологических исследований Солка в СанДиегоnbsp
Институт биологических исследований Солка в Сан-Диего Фото: Getty Images

Биография

Луис Исидор Кан (настоящее имя — Итце-Лейб Шмуйловски) родился в бедной семьей в Российской империи (сейчас это территория Эстонии). Когда Луису было пять, его родители эмигрировали в Филадельфию и взяли американскую фамилию Кан.

Фото: Getty Images

С детства его интересовало рисование, но семья была настолько бедна, что не могла себе позволить купить материалы для творчества. Поэтому мальчик импровизировал, используя вместо карандашей обожженные ветки и спички. Когда Луису было три, он разглядывал огоньки угля в печке, а потом решил переложить их к себе в фартук, но тот загорелся и оставил на лице шрамы на всю жизнь. Кстати, будучи уже известным архитектором, Кан продолжал рисовать углем.

В государственной школе Луис преуспевал, из-за талантов и высокого интеллекта его часто отправляли на конкурсы для одаренных учеников. С 14 лет он начал подрабатывать тапером, сопровождая игрой на пианино немые фильмы в кинотеатрах. Заработки позволили семье держаться на плаву и помогли оплатить курс архитектуры в Университете Пенсильвании. Он мог бы учиться бесплатно, поскольку выиграл стипендию в Пенсильванской академии изящных искусств, но предпочел работать одновременно на нескольких работах, чтобы получить образование, которое ему действительно было нужно.

Лаборатория медицинских исследований Ричардса Пенсильванского университета. Филадельфия, штат Пенсильвания, США (1957 — 1960).Фото: Getty Images

Одним из учителей Кана был французский архитектор Поль Филипп Крет, практиковавший разновидность классического модернизма, в котором делал акцент на сдержанности и лаконичности. Он оказал сильное влияние на Луиса, и после учебы они вместе работали над одним из самых известных проектов Крета — Шекспировской библиотекой Фолджера в Вашингтоне.

Но слава пришла к Кану не сразу: он работал помощником у архитекторов, изредка выполнял самостоятельные проекты. Развитие шло медленно, так как в стране царила Великая депрессия. Американская архитектура была в упадке, и он обратился к опыту европейских авангардистов Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, с которыми познакомился во время поездки по Европе в 1928–1929 годах.

Здание Национального парламента в Бангладеше.Фото: Getty Images

Свою собственную студия Кан основал довольно поздно — в 36 лет. Заказов у неизвестного архитектора было мало: он в основном проектировал недорогое государственное жилье. Но даже эти скромные проекты Луис воспринимал как шанс поучаствовать в возрождении города и исследовать взаимосвязь между архитектурой и городским планированием.

Спустя десять лет, в 1947 году, Кан стал профессором архитектуры в Йельском университете, но все еще не получил известность. В 1950-м он отправился на стажировку в Американскую академию в Риме. Средиземноморская архитектура произвела на него сильное впечатление, и под ее влиянием начала формироваться его собственная философия. Кана поразили древние руины и то, как красиво играет свет на величественных формах.

Здание Национальной Ассамблеи в Дакке.Фото: Getty Images

После этого у Луиса Кана случился резкий перелом в творчестве. И в 1951 году он выполнил первый значимый проект — Художественную галерею Йельского университета. Здание стало революционным с точки зрения американской музейной архитектуры. Оно стояло посреди готических построек, но сильно выделялось на их фоне: конструкция из кирпича, бетона, стали и стекла имела открытые интерьеры с гибко разделенными галереями. В этом проекте проявились первые черты стиля Кана: сопоставление пустоты и массы, мастерская игра со светом.

Библиотека Академии Филлипса в Эксетере по проекту Луиса Кана.Фото: Getty Images

После этого проекта Луис наконец получил признание и, главное, новые заказы. В следующие несколько лет он почти единовременно спроектировал и построил несколько крупных объектов: комплекс для правительства в Дакке, Дворец конгрессов в Венеции, Институт управления в Ахмадабаде, биологический институт Солка в Сан-Диего и другие.

В этих работах он все больше уходит от интернационального стиля, вдохновленного творчеством Ле Корбюзье, Фрэнка Ллойда Райта и Людвига Мис Ван дер Роэ, разрабатывая собственное видение. В зданиях появляется больше символизма, сложных конструктивных решений и “воздуха”. Его главной задачей становится уход от утилитарных практичных форм к возвышенному пространству. Именно поэтому многие сооружения Кана называют “храмами”.

Здание Парламента в Дакке.Фото: Getty Images

На протяжении многих лет Кан преподавал в Йельской школе архитектуры, был приглашенным лектором в Принстонском университете и профессором Школы дизайна Пенсильванского университета, где читал лекции до самой смерти в 1974 году. Среди его учеников были Ренцо Пьяно, работавший в начале своей карьеры в его мастерской, Мужарул Ислам, Моше Сафди, Роберт Вентури, Джек Даймонд и Чарльз Дагит.

Лучшие работы Луиса Кана

Художественная галерея Йельского университета, Коннектикут (1951–1953)

Здание, которое принесло Кану национальное признание, было спроектировано так, чтобы по-разному отражать свет в течение дня. Конструкция состояла из массивных кирпичных стен и стекла, а в потолок в виде сот были интегрированы воздуховоды и осветительные приборы. Несмотря на свой революционный облик, здание тонко перекликалось со своими готическими “соседями”.

Художественная галерея Йельского университета.

Фото: Getty Images

Здание Национальной ассамблеи в Дакке, Бангладеш (1962–1983)

Главное здание Республики Бангладеш выглядит как эталонное бруталистское сооружение, но на самом деле каждая его деталь отражает местную культуру и соответствует архитектурному стилю окружающих зданий. Луис Кан также учел пустынный климат и спроектировал здание так, чтобы максимально впустить внутрь естественную прохладу. 

Здание Национальной Ассамблеи в ДаккеФото: Getty Images
Здание Национальной Ассамблеи в ДаккеФото: Getty Images

Институт биологических исследований Солка в Сан-Диего (1959–1965)

Это здание Кан спроектировал для независимого некоммерческого института, основанного в 1960 году Джонасом Солком, ученым, разработавшим одним из первых вакцину против полиомиелита. Сооружение принесло Луису мировую славу: он разделил строгое монументальное здание на две половины, а между ними пустил поток воды. Гармония ландшафта и архитектурной симметрии создала возвышенную атмосферу в кампусе и сделала его похожим на храмовый комплекс.

Институт биологических исследований Солка в Сан-Диего Фото: Getty Images

Художественный музей Кимбелла, Техас (1967–1972)

Главное в этом музее — свет. Здание представляет собой серию бочкообразных структур с циркульными сводами и световыми люками на потолке. Прямые лучи солнца рассеивались специальными алюминиевыми отражателями, защищая произведения искусства. Кстати, арки и своды отсылают к римской архитектуре, которая так сильно повлияла на творчество Кана.

Художественный музей Кимбелла, Техас.Фото: Getty Images

Интересные факты:

— В 2003 году сын Кана Натаниэль выпустил документальный фильм о своем отце под названием “Мой архитектор: путешествие сына”. Он был номинирован на “Оскар” как “Лучший документальный фильм”.

— Луис Кан мог проектировать здания годами, настолько тщательно он все продумывал. Но самым долгим его проектом стал комплекс Национальной ассамблеи в Дакке, на создание которого он потратил почти 20 лет.

— В Америке есть ежегодная награда The Twenty-five Year Award, которую вручают зданиям и архитектурным решениям, которые выдержали испытание временем (не менее 25 лет) и не потеряли актуальность. Работы Луиса Кана удостаивались этой награды пять раз.