Биография
Луис Исидор Кан (настоящее имя — Итце-Лейб Шмуйловски) родился в бедной семьей в Российской империи (сейчас это территория Эстонии). Когда Луису было пять, его родители эмигрировали в Филадельфию и взяли американскую фамилию Кан.
С детства его интересовало рисование, но семья была настолько бедна, что не могла себе позволить купить материалы для творчества. Поэтому мальчик импровизировал, используя вместо карандашей обожженные ветки и спички. Когда Луису было три, он разглядывал огоньки угля в печке, а потом решил переложить их к себе в фартук, но тот загорелся и оставил на лице шрамы на всю жизнь. Кстати, будучи уже известным архитектором, Кан продолжал рисовать углем.
В государственной школе Луис преуспевал, из-за талантов и высокого интеллекта его часто отправляли на конкурсы для одаренных учеников. С 14 лет он начал подрабатывать тапером, сопровождая игрой на пианино немые фильмы в кинотеатрах. Заработки позволили семье держаться на плаву и помогли оплатить курс архитектуры в Университете Пенсильвании. Он мог бы учиться бесплатно, поскольку выиграл стипендию в Пенсильванской академии изящных искусств, но предпочел работать одновременно на нескольких работах, чтобы получить образование, которое ему действительно было нужно.
Одним из учителей Кана был французский архитектор Поль Филипп Крет, практиковавший разновидность классического модернизма, в котором делал акцент на сдержанности и лаконичности. Он оказал сильное влияние на Луиса, и после учебы они вместе работали над одним из самых известных проектов Крета — Шекспировской библиотекой Фолджера в Вашингтоне.
Но слава пришла к Кану не сразу: он работал помощником у архитекторов, изредка выполнял самостоятельные проекты. Развитие шло медленно, так как в стране царила Великая депрессия. Американская архитектура была в упадке, и он обратился к опыту европейских авангардистов Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, с которыми познакомился во время поездки по Европе в 1928–1929 годах.
Свою собственную студия Кан основал довольно поздно — в 36 лет. Заказов у неизвестного архитектора было мало: он в основном проектировал недорогое государственное жилье. Но даже эти скромные проекты Луис воспринимал как шанс поучаствовать в возрождении города и исследовать взаимосвязь между архитектурой и городским планированием.
Спустя десять лет, в 1947 году, Кан стал профессором архитектуры в Йельском университете, но все еще не получил известность. В 1950-м он отправился на стажировку в Американскую академию в Риме. Средиземноморская архитектура произвела на него сильное впечатление, и под ее влиянием начала формироваться его собственная философия. Кана поразили древние руины и то, как красиво играет свет на величественных формах.
После этого у Луиса Кана случился резкий перелом в творчестве. И в 1951 году он выполнил первый значимый проект — Художественную галерею Йельского университета. Здание стало революционным с точки зрения американской музейной архитектуры. Оно стояло посреди готических построек, но сильно выделялось на их фоне: конструкция из кирпича, бетона, стали и стекла имела открытые интерьеры с гибко разделенными галереями. В этом проекте проявились первые черты стиля Кана: сопоставление пустоты и массы, мастерская игра со светом.
После этого проекта Луис наконец получил признание и, главное, новые заказы. В следующие несколько лет он почти единовременно спроектировал и построил несколько крупных объектов: комплекс для правительства в Дакке, Дворец конгрессов в Венеции, Институт управления в Ахмадабаде, биологический институт Солка в Сан-Диего и другие.
В этих работах он все больше уходит от интернационального стиля, вдохновленного творчеством Ле Корбюзье, Фрэнка Ллойда Райта и Людвига Мис Ван дер Роэ, разрабатывая собственное видение. В зданиях появляется больше символизма, сложных конструктивных решений и “воздуха”. Его главной задачей становится уход от утилитарных практичных форм к возвышенному пространству. Именно поэтому многие сооружения Кана называют “храмами”.
На протяжении многих лет Кан преподавал в Йельской школе архитектуры, был приглашенным лектором в Принстонском университете и профессором Школы дизайна Пенсильванского университета, где читал лекции до самой смерти в 1974 году. Среди его учеников были Ренцо Пьяно, работавший в начале своей карьеры в его мастерской, Мужарул Ислам, Моше Сафди, Роберт Вентури, Джек Даймонд и Чарльз Дагит.
Лучшие работы Луиса Кана
Художественная галерея Йельского университета, Коннектикут (1951–1953)
Здание, которое принесло Кану национальное признание, было спроектировано так, чтобы по-разному отражать свет в течение дня. Конструкция состояла из массивных кирпичных стен и стекла, а в потолок в виде сот были интегрированы воздуховоды и осветительные приборы. Несмотря на свой революционный облик, здание тонко перекликалось со своими готическими “соседями”.
Здание Национальной ассамблеи в Дакке, Бангладеш (1962–1983)
Главное здание Республики Бангладеш выглядит как эталонное бруталистское сооружение, но на самом деле каждая его деталь отражает местную культуру и соответствует архитектурному стилю окружающих зданий. Луис Кан также учел пустынный климат и спроектировал здание так, чтобы максимально впустить внутрь естественную прохладу.
Институт биологических исследований Солка в Сан-Диего (1959–1965)
Это здание Кан спроектировал для независимого некоммерческого института, основанного в 1960 году Джонасом Солком, ученым, разработавшим одним из первых вакцину против полиомиелита. Сооружение принесло Луису мировую славу: он разделил строгое монументальное здание на две половины, а между ними пустил поток воды. Гармония ландшафта и архитектурной симметрии создала возвышенную атмосферу в кампусе и сделала его похожим на храмовый комплекс.
Художественный музей Кимбелла, Техас (1967–1972)
Главное в этом музее — свет. Здание представляет собой серию бочкообразных структур с циркульными сводами и световыми люками на потолке. Прямые лучи солнца рассеивались специальными алюминиевыми отражателями, защищая произведения искусства. Кстати, арки и своды отсылают к римской архитектуре, которая так сильно повлияла на творчество Кана.
Интересные факты:
— В 2003 году сын Кана Натаниэль выпустил документальный фильм о своем отце под названием “Мой архитектор: путешествие сына”. Он был номинирован на “Оскар” как “Лучший документальный фильм”.
— Луис Кан мог проектировать здания годами, настолько тщательно он все продумывал. Но самым долгим его проектом стал комплекс Национальной ассамблеи в Дакке, на создание которого он потратил почти 20 лет.
— В Америке есть ежегодная награда The Twenty-five Year Award, которую вручают зданиям и архитектурным решениям, которые выдержали испытание временем (не менее 25 лет) и не потеряли актуальность. Работы Луиса Кана удостаивались этой награды пять раз.