Дизайн

Упакованная Триумфальная арка в Париже

Обернутая в серебристую ткань Триумфальная арка — последний грандиозный проект “великих упаковщиков” Христо и Жанны-Клод. Он был задуман еще 60 лет назад, но реализован уже после смерти обоих художников.
Триумфальная Арка Париж архитектура
Фото: Benjamin Loyseau.

Христо (Христо Явашев) со своей женой и напарницей Жанной-Клод де Гийебон, известные миру как “великие упаковщики”, завернувшие в ткань здание Рейхстага, Пон-Нёф в Париже и многое другое, поражали мир смелостью, с которой они замахивались на такие колоссальные проекты. 

Христо Явашев со своей напарницей Жанной-Клод де Гийебон. 1985.Фото: Wolfgang Volz.
Христо Явашев в своей студии работает над чертежами Триумфальной Арки.Фото: Wolfgang Volz.

Последней крупной работой Христо, уже после смерти Жанны-Клод, стал ярко-желтый “Плавучий пирс” на озере Изео в Италии. Желтая тропа длиной 5,5 км (из них 3 км проложены по воде) соединила деревушку Сульцано, остров Монте-Изола и островок Сан-Паоло. 

Фото: Matthias Koddenberg.

Еще в 1960-х годах он придумал дерзкий проект — обернуть тканью Триумфальную арку в Париже. Город долго не давал на него согласия, но в итоге спустя почти 60 лет было получено разрешение. Весной 2020 года Христо умер, а проект стал своего рода памятником искусства Христо и Жанны-Клод. 

Фото: Benjamin Loyseau.

Из-за пандемии арт-проект перенесли на год, и вот наконец 18 сентября 2021 года мир увидел Триумфальную арку в новом обличье: она завернута в 25 000 м² серебристо-серой ткани, точь-в-точь как задумывал Христо. Ткань крепится к лесам, которые окружили арку и скрываются под “оберткой”.

Фото: Benjamin Loyseau.

Проект стоимостью 14 миллионов евро не получил государственного финансирования, поэтому арку “упаковали” за счет продажи исследований Христо, рисунков и коллажей проекта, а также масштабных моделей, работ 1950-х и 1960-х годов и оригинальных литографий на другие темы.

Фото: Benjamin Loyseau.

Огромная, упакованная в ткань арка простоит в таком виде до 3 октября 2021 года, и этот образ хочется запомнить надолго: это наш последний шанс прикоснуться к искусству “великих упаковщиков” и великих мечтателей. 

Фото: Wolfgang Volz.