Слово “гобелен” стало внезапно всплывать в информационном поле: то станет известно, что полотно от Atelier J. de la Baume-Durrbach с “Герникой” Пабло Пикассо вернут в нью-йоркскую штаб-квартиру ООН, то фотографии лука Беллы Хадид в пестром пальто-гобелене заполонят интернет-страницы модных журналов. Снимки с гобеленами не обходят стороной и AD: в редакцию нередко присылают проекты, в которых стены украшают не только привычные картины, но и угадайте что.
В этом есть своя закономерность: один из главных и непреходящих мировых трендов, в том числе и в дизайне, — экологичность. Заморские слова “редьюс”, “ресайклинг”, “апсайклинг”, “даунсайкл”, “реюз” и другие сводятся к одному — отказу от излишнего потребления и повторному использованию. По этой же причине из старых бабушкиных сундуков возвращается приданое в виде гобеленов. Так что предлагаем сегодня погрузиться в этот (как мы уже могли доказать) тренд и порассуждать, почему он популярен вновь.
Что такое гобелен
Гобелен — это тканая картина, ее еще нередко называют “шпалера”. При этом второй вариант считается более грамотным для употребления, хотя и менее распространенным, так как французское gobelin — всего лишь фамилия фламандских мастеров-ткачей, которые в середине XII века жили в парижском округе Фобур-Сен-Марсель. Тогда слово “гобелен” вошло в обиход именно затем, чтобы отличать шпалеры французского производства от полотен из других стран Европы и Азии, хотя история тканых картин уходит в века и переплетается еще с историей древних стран — от Японии до Перу.
Главный признак гобелена, отличающий его от привычных ковров из советского прошлого, — отсутствие ворса. Другой, не менее показательный признак — цена: гобелены стоят довольно дорого, и не только потому, что работа выполняется вручную, но и потому, что исторически полотна изготавливаются из натуральной шерсти, шелка, нитей с золотым и серебряными вставками.
“Тканая картина” — вполне справедливое наименование для гобеленов. Полотна всегда имеют четкую композицию, будь то современные экземпляры с отсылкой к авангарду или традиционные произведения с витиеватыми орнаментами. Последние, кстати, могут вышиваться целыми сериями с тематическими сюжетами, чаще всего библейскими или античными.
Какой гобелен сейчас
Так как гобелен можно считать полноправным произведением искусства, изображения на нем сейчас также могут отражать современные направления и течения. Поэтому, как и в прошлом, сейчас гобелены выбираются по принципу сочетания со стилем интерьера. И в зависимости от этого полотна выполняют разные функции (помимо, конечно, основной — служить украшением пространства).
Отсылки к прошлому
Считается, что гобелены в том виде, в каком мы знаем их сейчас, появились на территории Европы в эпоху Крестовых походов. Отсюда ассоциации с рыцарями и средневековыми замками. Естественно, увлекаться подражательством не стоит, иначе жилой интерьер рискует превратиться в декорации. Но поддержать гобелен несколькими интересными деталями — кушетками с перекликающейся обивкой или длинными портьерами в одном из тонов полотна — можно.
Чуть более экзотический вариант — в проекте Ольги Седовой и Прохора Машукова: стена в изголовье кровати не просто оформлена обоями, а обтянута тканью с похожими витиеватыми узорами.
Дух винтажа
Гобелены с более “живописными” сюжетами скорее напоминают привычные картины, но без тяжеловесных рам выглядят современнее и легче. Так, архитектор Елена Никитина выбрала гобелен с наивными яркими цветами для квартиры в доходном доме 1914 года постройки. Часть исторических деталей удалось сохранить, часть — воссоздать, а такой гобелен в стиле поздней середины прошлого века придал интерьеру свежесть, не выбиваясь из общего контекста.
А Мия Карлова воссоздала у себя в загородном доме атмосферу детства на даче у бабушки с дедушкой. Поэтому и гобелен в спальне декоратора подобран совсем не типичный для Средних веков: изображение в духе кубизма поддерживает ретростилистику XX столетия.
Воссоздание винтажной обстановки оказалось довольно популярной затеей, так что один и тот же гобелен мы встречаем в двух разных проектах: в интерьере по проекту Марии Нарышкиной и Ольги Рюкиной из студии Numi Design и в доме Анны Зиньковской. Притом что пространства абсолютно разные (в этом вы можете убедиться, перейдя по ссылке под фото), полотна одинаково успешно вписались в стилистику комнат.
Переосмысление
Один из ценителей гобеленов среди российских дизайнеров — Тимофей Вересновский. В своих проектах он сочетает тканые полотна с современными образцами коллекционного дизайна, мебелью из переработанного пластика и предметами из массмаркета. Но обратите внимание, что все части интерьера связаны друг с другом: оттенки или элементы с гобелена можно найти в других деталях.
Кроме того, гобелен — один из способов разбавить интерьер нетипичными предметами искусства. Так поступили Надежда и Георгий Ананьевы, оформив квартиру для своей ученицы и наполнив комнаты необычными гобеленами. Помимо полотна по дизайну Марты Баганте, которое встречает гостей у входа, в квартире также есть гобелен французского художника Жана-Луи Виара в спальне в изголовье кровати.
Встречается гобелен и в общественных пространствах. Так, Елена Дроботова открыла в Москве пространство, которое одновременно выполняет функции и галереи, и офиса, и альтернативы домашней гостиной. Поэтому на одной из стен появился именно гобелен — такой тканый настенный декор смягчает интерьер с высокими потолками и открытыми коммуникациями.
Как быть в тренде, где искать гобелены и за кем следить
Ателье Евгения Шутко — современное пространство, в котором можно не только заказать ковер или гобелен, но и посмотреть на редкие тканые работы и тематически связанные с ними другие предметы искусства, как в галерее. Так, сейчас там проходит выставка скульптуры Элен Арфи (Hélène Arfi, Франция) и Изабель Тильтжес (Isabelle Thiltgès, Бельгия). Через работы художники выражают свое восхищение миром — диким, порой непонятным, животным. Всего в галерее представлено около двадцати скульптур, которые аккуратно вплетены в коллекцию гобеленов и ковров Atelier Choutko.
Также в проектах дизайнеров нередко можно увидеть полотна декораторского ателье Марка Патлиса — MarkPatlisStudio (фотографии с работами можно найти выше). А кто-то из дизайнеров увлекается ткачеством сам — так появляются необычные и яркие работы (например, гобелены от RUDA Studio).