Человеку, связанному с миром интерьерного дизайна, сложно представить себе Милан без Salone del Mobile, но в прошлом году нам всем пришлось это пережить. До 2020-го выставка, проводившаяся регулярно с 1961 года, брала паузу лишь раз, в 1990-м, когда переносилась с сентября на апрель.
С самого начала развитие Salone del Mobile было стремительным. Мероприятие задумывалось как аналог IMM Cologne, но для поддержки итальянских производителей. “Раньше тенденции задавались в Кельне. Все, кто имел отношение к мебельной индустрии, ездили туда в январе”, — вспоминает Сильверио Мариан, глава представительства W.W.T.S. в России. Уже через восемь лет после дебюта по количеству участников Salone del Mobile догнала кельнскую выставку. Если шестьдесят лет назад в первом Миланском салоне приняли участие 328 компаний, а выставку посетили 12 000 человек, то в 2019‑м посетителей было уже в тридцать раз больше, а все желающие стать частью мира дизайна не умещались даже в громадном выставочном центре Fiera Milano и рассредоточивались по городу. Salone del Mobile из выставки-ярмарки превратилась в ядро Миланской недели дизайна с обширной программой, которую одному человеку не обойти за все семь дней.
Отцами-создателями Salone del Mobile во главе с Тито Армеллини считаются четырнадцать итальянских производителей, среди которых есть Анджело Молтени, основатель компании Molteni, участвующей в выставке с самого начала. “Каждый год для нас — это всегда вызов и стимул придумывать новую мебель, показывать все, на что мы способны”, — говорит глава отдела маркетинга Джулия Молтени. Эта “гонка вооружений” подарила миру много икон дизайна, которые впервые были представлены именно на Миланском салоне.
Однако вначале прогрессивные марки не очень хотели соседствовать с производителями традиционной классики, поэтому в 1965 году организаторы решились на радикальный шаг и выделили для современного дизайна отдельное пространство. Такого еще не делал никто: Boffi, Arflex, Kartell, Poltrona Frau, Cassina и Molteni бок о бок на одной площадке.
С 1974‑го в рамках Salone del Mobile стали появляться узкоспециализированные выставки, например, кухонной мебели, светильников или офисного оборудования. В 1998‑м был запущен конкурс для начинающих дизайнеров SaloneSatellite.
А вот Неделя дизайна с богатой вневыставочной программой начала зарождаться в 1990-м. “Двадцать лет назад у нас появился еще один вызов — участие в программе Fuorisalone. Для нее надо обязательно обновлять шоурум и устраивать что-то необычное, чтобы привлечь посетителей. В 2015-м, к восьмидесятилетнему юбилею Molteni, мы организовали выставку в Галерее современного искусства, а в 2019‑м заняли двор музея Брера”, — добавляет Джулия Молтени. Компания Edra в этом году планирует впечатлить всех новым шоурумом, который расположен в стенах роскошного палаццо Дурини, и собирается презентовать первый номер Edra Magazine.
Тридцать лет все шло по плану. С 2005-го Salone del Mobile стала проходить осенью в Москве, а в 2016‑м еще и в Шанхае, но 2020‑й заставил всех остановиться, а после паузы дизайнерский мир стал стремительно меняться. “Глобальная пандемия заставила нас искать альтернативные способы презентации своих коллекций, но мы считаем, что физический контакт важен, поэтому ждем возобновления всех выставок, — делится Маттео Галимберти из Flexform. — И пусть привычного нам всем салона в этом году не будет, но мы считаем, что нужно обозначить присутствие Милана и итальянского дизайна на глобальной сцене”.
Это присутствие будут обозначать в концентрированном виде. Supersalone, который пройдет с 5 по 10 сентября, объединяет несколько форматов: выставку-ярмарку, инсталляции, экспозицию культовых предметов мебели и работы студентов международных школ дизайна. Savio Firmino в этом году хорошо подготовились.
В 2020-м они должны были отмечать пятидесятую годовщину участия в выставке, а в этом — свой восьмидесятилетний юбилей. Но в итоге все пышные празднества отложили до 2022-го, зато провели огромную работу над собой. Компания, которая прославилась резной классикой и не сдавала свои позиции до последнего, представила проект Cityng со стульями, спинки которых повторяют формы легендарных архитектурных сооружений. “А осенью мы проявим себя как первый бренд, использующий блокчейн-технологии. Презентация будет дополнена 3D-проекциями и виртуальной реальностью. Без пандемии этой трансформации не случилось бы”, — говорит Козимо Савио. Карантины, изоляция и закрытые границы круто изменили действительность. Как это отразилось на мире дизайна, мы увидим уже в сентябре.
Фото: Alessandro russotti/courtesy salone del mobile.milano; Publifoto/cosmit/архив пресс-службы; studio p/cosmit/архив пресс-службы; studio p 151/cosmit/архив пресс-службы; Andrea Caputo/courtesy salone del mobile.milano; архивы пресс-служб