Интерьер с обложки: дом в Подмосковье, 276 м²

Архитектор Николай Белоусов построил в Подмосковье модернистский сруб с панорамными окнами, названный “Ловушка для солнца”. Евгения Микулина рассказывает, почему.

Говорить правду легко и приятно, писать о том, что по-настоящему нравится, – тоже. Я никогда не скрывала, что Николай Белоусов – один из любимейших мною русских архитекторов. Я бесконечно уважаю его за то, что он делает по-настоящему бесценное дело – создает современную по духу и формам архитектуру, одновременно возрождая русские строительные традиции. Речь идет, естественно, о работе с деревом, по которому Белоусов у нас, без сомнения, главный специалист.

На фасаде здания видно, с каким большим выносом сделана кровля, — это необходимо для успешного отвода воды.

На фасаде здания видно, с каким большим выносом сделана кровля, — это необходимо для успешного отвода воды.

Потомственный архитектор и выпускник МАРХИ, он пришел к своему “деревянному призванию” не сразу, в 2000 году (до того успешно занимался всякой другой архитектурой в Москве и Париже). Увлечение возможностями самого традиционного строительного материала постепенно привело к основанию в Галиче собственной производственной базы “Проект Обло” – там все проекты Белоусова и рубятся.

Интерьер гостиной в подмосковном доме, построенном “Архитектурной мастерской Белоусова”. Как обычно в работах Николая, главное тут — конструктивная цельность: например, книжные полки спроектированы еще на стадии рабочей документации.

Интерьер гостиной в подмосковном доме, построенном “Архитектурной мастерской Белоусова”. Как обычно в работах Николая, главное тут — конструктивная цельность: например, книжные полки спроектированы еще на стадии рабочей документации.

Не стал исключением и дом площадью 276 м², стоящий на двадцати сотках в Подмосковье. Заказчик нашел Белоусова по публикациям в журналах и на первой же встрече, объясняя свое представление о будущем доме, произнес фразу, которая стала и ключом к проектированию, и названием постройки. “Я всегда прошу клиентов сформулировать задачу как можно короче, емче. Этот умный и искушенный молодой человек сказал, что ему нужна “ловушка для солнца”, – рассказывает Белоусов. Фраза про ловушку красивая, и смысл ее сразу интуитивно понятен. Речь о доме, который солнце не покидает никогда, пронизывая его в разных помещениях в течение дня: когда ни заглянешь внутрь медового сруба, солнце всегда где-то рядом – путается в стропилах, играет бликами на дощатом полу.

Интерьер с обложки: дом в Подмосковье, 276 м²

Участок для воплощения концепции подходил идеально – большой, на северной и восточной сторонах поляна, где дом и поставили, на южной и западной лес, который защищает постройку от “лишнего” света. Но вот конструктивно идея прозрачности, пронизанности светом означала, что традиционный русский сруб необходимо обеспечить огромными панорамными окнами. Что, согласитесь, довольно нетипично. А вот что типично – это то, что Белоусов о сложностях (без которых спроектировать такую штуку невозможно) не говорит вообще. Скорее наоборот. “При сильной идее планировочные и технические вопросы решаются оперативно и правильно. Проект и рабочая документация были выполнены в сжатые сроки – за восемь месяцев. Быстро сделали фундамент и собрали на нем сруб, изготовленный в Галиче. Заказчик своими руками и очень тщательно вел отделку дома. Постоянно консультируясь со мной, придумывая узлы и детали, например, лестницу и барную стойку. В результате мы очень подружились”, – описывает процесс Белоусов.

Кухня-столовая. Барная стойка отрисована при участии заказчика. Из помещения кухни ­открывается перспектива на гостиную. На дощатом полу ­отдыхает любимец хозяев — ­ризен­шнауцер Егор. На заднем плане каминная зона гостиной. Кресла Сité по дизайну Жана Пруве, Vitra. Журнальный столик, Fritz Hansen. Винтажный торшер 1960-х годов, привезенный из Флоренции. Камин, Focus.

Кухня-столовая. Барная стойка отрисована при участии заказчика. Из помещения кухни ­открывается перспектива на гостиную. На дощатом полу ­отдыхает любимец хозяев — ­ризен­шнауцер Егор. На заднем плане каминная зона гостиной. Кресла Сité по дизайну Жана Пруве, Vitra. Журнальный столик, Fritz Hansen. Винтажный торшер 1960-х годов, привезенный из Флоренции. Камин, Focus.

Архитектурные элементы интерьера – ограждения балконов, уличные галереи, книжные полки – были нарисованы и спроектированы в рабочем проекте: в таком доме они неразрывно связаны с конструкциями. Мебели немного, в основном дизайнерские предметы и винтаж из Европы. Всё – и объемы, и детали – в согласии с личностью заказчика. “Мы создаем авторский интерьер, но главная задача – организация пространства, тождественного будущему обитателю”, – поясняет Николай.

Фрагмент интерьера второго этажа. Кожаное кресло привезено из Берлина. Африканский табурет из древесины амаранта. Торшер винтажный.

Фрагмент интерьера второго этажа. Кожаное кресло привезено из Берлина. Африканский табурет из древесины амаранта. Торшер винтажный.

Дом получился, по словам архитектора, “очень простой, с ясной планировкой”. В плане он представляет собой букву Т. Двухэтажная спальная часть с лестницей по оси, двусветная гостиная с кухней-столовой и кабинетом на втором этаже. Материал – сосновый лафет толщиной 220 мм. Кровля сделана с уклоном в шесть градусов, с вентилируемым чердаком.

Спальня. Винтажное кожаное кресло Z-Down, дизайнер Эрик Магнуссен; торшер, Stéphane Davidts; льняное постельное белье Lino, Crate and Barrel.

Спальня. Винтажное кожаное кресло Z-Down, дизайнер Эрик Магнуссен; торшер, Stéphane Davidts; льняное постельное белье Lino, Crate and Barrel.

Есть особенная фишка, которая самому Белоусову страшно нравится (помню, как он мне ее еще на этапе проектирования описывал): водосток с кровли устроен по центру дома, перед окном лестницы, с трехметровой консоли – водопадом шириной 1,2 метра. То есть – поясняем для далеких от архитектуры читателей – водосточных труб в доме нет. “Когда идет дождь, за окнами лестницы возникает водопад – в интерьере появляется природный элемент”, – говорит, сияя, Белоусов.

Вот ведь какой “природный” дом – и солнце он ловит, и дожди его украшают.

Лестница была спроектирована при участии хозяина дома. Ступени сделаны из клееной сосновой доски толщиной 6 см.

Лестница была спроектирована при участии хозяина дома. Ступени сделаны из клееной сосновой доски толщиной 6 см.

Текст: Евгения Микулина
Стилист и продюсер: Наталья Онуфрейчук

Фото: Сергей Ананьев
опубликовано в журнале №11 (156) Ноябрь 2016

Комментарии