Дом в Итальянских Альпах

Архитекторы из бюро noa* построили в Итальянских Альпах покрытый кедровым лемехом дом для двух братьев.

Дом, построенный архитекторами из бюро noa* в Северных Альпах, выглядит как сказочная избушка — только слегка осовремененная.

Дом, построенный архитекторами из бюро noa* в Северных Альпах, выглядит как сказочная избушка — только слегка осовремененная.

В предыстории этого проекта есть что-то сказочное. Ну судите сами: жили-были в горах, в северных Итальянских Альпах, два брата. И ­захотели построить себе новый дом, да такой, чтобы и вместе им в нем удобно было, и уединиться он возможность давал. Осложнялось дело тем, что строиться братья хотели в горах, на склоне бывшего карьера, где и природа суровая, и требования местных властей к облику построек. Но повезло братьям – быстро нашли они умельцев-архитекторов, которые взялись возвести для них горный домик. Были это Лукас Рунггер и Штефан Рир, земляки братьев из того же Тироля, только из австрийской его части: вначале учились они у знаменитого зодчего Маттео Туна, а потом открыли свое бюро noa* (Network of Architecture). 

Восточный фасад здания. Все материалы для него — и кедр, и серый сланцевый камень — местные, альпийские.

Восточный фасад здания. Все материалы для него — и кедр, и серый сланцевый камень — местные, альпийские.

Ладно, отбросим былинный тон и расскажем дальше по-человечески. Лукас и Штефан ухватились за предложенный им проект, поскольку он полностью отвечал их творческим принципам. «Мы стремимся создавать архитектуру, в которой искусственная среда и природа соединяются максимально естественно, – говорит Лукас. – В этом проекте нам удалось соединить современные технологии с местными строительными традициями, подчеркнуть преимущества последних и обеспечить связь с окружающим ­пейзажем». 

На этой фотографии хорошо видна облицовка фасада из кедрового лемеха. Панорамные окна раздвижные — летом можно выйти из гостиной прямо на террасу.

На этой фотографии хорошо видна облицовка фасада из кедрового лемеха. Панорамные окна раздвижные — летом можно выйти из гостиной прямо на террасу.

Местные строительные традиции, о которых идет речь, – это кровля дома и облицовка его стен, созданные из тонких деревянных пластин наподобие русского лемеха. «Эта техника – покрывать дома “черепицей” из дерева, в данном случае кедра – чуть более характерна для Австрии, чем для Северной Италии. Но она подходила проекту идеально, как-то сразу “сажала” его на место. Местный плотник, к которому мы обратились, работал со слезами счастья на глазах – у него наконец-то появилась возможность продемонстрировать свое мастерство, особенно в покрытии углов здания: там надо очень аккуратно соединять лемеха, – продолжает рассказ Лукас. – Ну и заказчики у нас молодцы: не испугались такого необычного декоративно-конструктивного предложения». 

Зона отдыха на верхнем этаже. Винтажное кресло из Скандинавии. ­Лампа Tolomeo, Artemide. Диван, Divani & Divani Italia. Столик Cork 41 и табуретка, все Gervasoni.

Зона отдыха на верхнем этаже. Винтажное кресло из Скандинавии. ­Лампа Tolomeo, Artemide. Диван, Divani & Divani Italia. Столик Cork 41 и табуретка, все Gervasoni.

Необычные декоративно-конструктивные предложения в доме отделкой фасадов не ограничены. При относительно простой планировке (два корпуса, по одному на брата, соединенные «перешейком», в котором находятся всякие кладовки) конструктивно дом не прост. Он разделен на три уровня: «пещеру», где находятся помещения для сна, домашний офис, постирочная, ванная и так далее; «поля», на которых размещены открытые общие пространства – кухня и столовая; и «облака», где предполагается отдыхать, расслабляться перед телевизором и медитировать. Так вот это самое «облако» – платформа, подвешенная к потолку, под ней нет ни одной опоры, и рассчитать ее было не так-то просто. И недешево – за бескомпромиссную готовность потратиться на этот элемент дома архитекторы тоже очень благодарны заказчикам.

Входная зона с лестницей на второй этаж. Кресло Ghost, Gervasoni. Торшер, Ikea. Табурет, BoConcept. Серый вязаный пуф, Broste Copenhagen.

Входная зона с лестницей на второй этаж. Кресло Ghost, Gervasoni. Торшер, Ikea. Табурет, BoConcept. Серый вязаный пуф, Broste Copenhagen.

Что же касается интерьера, то он в обеих частях дома в высшей степени лаконичный – никому и в голову не пришло соперничать в декоративных изысках с сурово-прекрасными горными пейзажами за окнами. На востоке и западе постройки окна панорамные и раздвижные – чтобы зимой любоваться природой, а летом иметь возможность сразу к ней выйти. Отапливается дом экологическими технологиями – полы и потолки «консервируют» тепло. 

Кухня. Это сердце дома — оба хозяина любят готовить. Несмотря на минималистический дизайн, начинка у острова цвета антрацита очень функциональная.

Кухня. Это сердце дома — оба хозяина любят готовить. Несмотря на минималистический дизайн, начинка у острова цвета антрацита очень функциональная.

Лестница, соединяющая этажи, служит главным декоративным элементом – она ограждена тонкими металлическими прутьями, которые структурируют пространство по вертикали. Обставлен дом просто – смесью винтажных предметов, «дизайнерских» вещей середины ХХ века и вещами из семейной коллекции хозяев. Цвета спокойные – от ­серого до антрацита, фактуры мягкие и успокаивающие: то, что нужно братьям, один из которых занимается маркетингом, а другой – банковским делом.

Фрагмент спальни. На кровати белье, Gervasoni. На тумбочке лампа Tizio, Artemide.

Фрагмент спальни. На кровати белье, Gervasoni. На тумбочке лампа Tizio, Artemide.

 

Проект, история которого похожа на сказку, и судьбу имеет фантастическую: простой жилой дом получил целый ряд архитектурных премий. Но главное, что братья-заказчики в таком доме легко найдут счастливый конец.


Текст: Мартина Ханглингер


Фото: Мэдс Могенсен
опубликовано в журнале №12-01 (157) Декабрь-Январь 2016/2017

Комментарии