Дача в Абрамцеве

Вокруг Абрамцева, где меценат и промышленник Савва Мамонтов основал в конце XIX века художественные мастерские, обитает много людей творческих профессий. В этом доме художники тоже отметились, но жил здесь директор Абрамцевского художественного училища Георгий Алдошин с семьей.

Дачный дом был построен  в 1957–1964 годах.

Дачный дом был построен  в 1957–1964 годах.

Постройка, обычная внешне, отличается от возводившихся в 1960-х годах планировкой: санузел и кухня размещены в полуподвале, а на первом этаже – жилые комнаты.

Гостиная. На стене — портрет Антонины Алдошиной, жены хозяина дачи, написанный Сиреной Юманковой. Пол расписан через трафарет, рисунок для него придумали художники Виталий Кочнев и Иван Левченко.

Гостиная. На стене — портрет Антонины Алдошиной, жены хозяина дачи, написанный Сиреной Юманковой. Пол расписан через трафарет, рисунок для него придумали художники Виталий Кочнев и Иван Левченко.

“Мой отец фронтовик, прошел Польшу и Германию, увидел, как живут люди за границей, и захотел что-то, отличное от русской избы, – рассказывает дочь Георгия Алдошина Татьяна. – Предполагалось, что это будет дача, но когда родителей заставили выбирать между участком земли и квартирой, они решили бросить коммуналку и перебрались сюда”.

Комната в мансарде. Тумбочки смастерили из книжного шкафа, а скамейки — из дивана. Ковер на полу и картина с видом города — работы жены Георгия Алдошина Антонины.

Комната в мансарде. Тумбочки смастерили из книжного шкафа, а скамейки — из дивана. Ковер на полу и картина с видом города — работы жены Георгия Алдошина Антонины.

Денег особо не было, поэтому дом строили долго и обставляли тем, что было под рукой, в том числе дипломными работами учеников училища. В интерьере до сих пор можно увидеть резной секретер, аптечку, трельяж и часть буфета.

Комната на чердаке используется только летом. На стене — детский портрет нынешней хозяйки дачи, Татьяны Алдошиной, написанный Сиреной Юманковой.

Комната на чердаке используется только летом. На стене — детский портрет нынешней хозяйки дачи, Татьяны Алдошиной, написанный Сиреной Юманковой.

“Мы дружили с художниками, и они помогали нам обустраивать дом. Например, придумали рисунок для пола в гостиной, взяв за образец дворцовый паркет”, – говорит Татьяна.

Столовая. Слева от дверей в кладовку — остатки резного буфета, который теперь служит баром. Колонна в его основании стала образцом для ограждения лестницы. Деревянные карнизы и кольца — дипломная работа студентов Абрамцевского училища.

Столовая. Слева от дверей в кладовку — остатки резного буфета, который теперь служит баром. Колонна в его основании стала образцом для ограждения лестницы. Деревянные карнизы и кольца — дипломная работа студентов Абрамцевского училища.

Пол расписывали всей семьей, не отказываясь и от помощи гостей. Инициалы тех, кто поучаствовал в процессе, выведены тут же, на “паркете”.

Фрагмент гостиной (“музыкального салона”). Пианино, вывезенное из послевоенной Германии, купили для дочери Алдошина, которая училась в консерватории. Справа вход в спальню.

Фрагмент гостиной (“музыкального салона”). Пианино, вывезенное из послевоенной Германии, купили для дочери Алдошина, которая училась в консерватории. Справа вход в спальню.

Многие старые предметы получили в этих стенах новую жизнь. В мансарде находятся “остатки” книжного шкафа, из которых Алдошин сделал тумбочки, диван, превратившийся в две мягкие скамейки, деревянный немецкий светильник, ставший люстрой, получив в компанию четыре советских плафона, и ковер, выкроенный из старых пальто. А в столовой стоит часть резного буфета, который теперь служит баром.

Фрагмент спальни. Резной секретер и аптечка — работа студентов Абрамцевского училища. На секретере — ваза, вырезанная из дерева скульптором Михаилом Таратыновым.

Фрагмент спальни. Резной секретер и аптечка — работа студентов Абрамцевского училища. На секретере — ваза, вырезанная из дерева скульптором Михаилом Таратыновым.

“Этот дом видел и слышал много интересного. В гостиной (мы называли ее “музыкальным салоном”) часто собирались компании. Мама пела, а я аккомпанировала на пианино, – вспоминает Татьяна. – Я всегда относилась к дому как к живому: здоровалась с ним, прощалась, даже просила прощения. И хочу сказать ему спасибо за то, что он сохранил в своих стенах нашу историю”.

Эту люстру сделал сам Георгий Алдошин: прикрепил пять светильников на расписной круг из фанеры.

Эту люстру сделал сам Георгий Алдошин: прикрепил пять светильников на расписной круг из фанеры.

В садовой беседке и сейчас регулярно устраиваются посиделки.

В садовой беседке и сейчас регулярно устраиваются посиделки.

Садовый домик. Его помогали строить студенты Абрамцевского училища.

Садовый домик. Его помогали строить студенты Абрамцевского училища.

Текст: Ольга Сорокина

Фото: Фриц фон дер Шуленбург
опубликовано в журнале №10 (111) октябрь 2012

Комментарии