Культурный центр ЗИЛ

ДК ЗИЛ, шедевр братьев Весниных, стал экспериментальным культурным центром. Aртем Дежурко вспоминает, что в легендарном здании было раньше.

Вестибюль.

Вестибюль.

Когда я зашел в ДК ЗИЛ, торопясь на пресс-конференцию его нового директора, то заметил в вестибюле стол со старыми альбомами. Это были отчетные альбомы, которые делали в ДК каждый год, вклеивая в них фотографии с концертов и спектаклей, пригласительные билеты, программы, вырезки из газет. Дождавшись конца пресс-конференции, я поспешил к альбомам и надолго застрял возле них, углубившись в странный мир советской художественной самодеятельности.

Главный вестибюль ДК ЗИЛ. В перспективе — двусветная полуротонда зимнего сада.

Главный вестибюль ДК ЗИЛ. В перспективе — двусветная полуротонда зимнего сада.

Вот старая программа концерта обещает выступления фольклорной группы строительного цеха, драматического коллектива моторного цеха и таинственного драмкружка РПЦ. На фестивале “Красная гвоздика”, посвященном 50-летию революции, выступают гости – хор таксистов. Вырезка из газеты “Московский автозаводец” за 1975 год утвержда­ет: “Для автозаводцев умение пластично, грамотно, эстетически совершенно танцевать – дело привычное, вернее сказать постоянная потребность”. Другая вырезка сообщает: “В цеху есть свой поэт, Валерий Панюшкин, на концерте он прочел стихи”. На фотографиях разных лет восьмерка неприветливых мужчин в черных костюмах, сплотившихся, как футболисты перед пенальти. Это гордость ДК – мужской вокальный октет.

  • Винтовая лестница ведет в надстройку на крыше западного корпуса — ­обсерваторию.
  • В домах вокруг ДК ЗИЛ в советское время жили почти исключительно работники автозавода, расположенного неподалеку. До середины 1950-х он назывался ЗИС – завод имени Сталина. Там делали все сталинские лимузины. Дворец культуры не был районным – он был учреждением при заводе. 

  • Лекторий с полукругом низких и широких ступеней, как в античном театре, в 1960-е был обшит ореховыми панелями.
  • Архитекторы Дворца – знаменитые конструктивисты братья Веснины. Он открылся в 1937 году. Кажется, это самая поздняя постройка московского конструктивизма. Чтобы его возвести, рабочие завода уничтожили половину древнего Симонова монастыря с могилами Аксаковых. Другая половина монастыря, почти игрушечная рядом с огромным зданием, теперь выглядит как его задний двор. Дворец должен был занять территорию монастыря целиком, но построили только первую очередь. Перед ДК разбит парк, где раньше на временных эстрадах выступали лекторы и играл оркестр. Ниже, в пойме Москвы-реки, в 1959 году появился стадион “Торпедо”, который поначалу был тренировочной базой футбольной команды завода. 

    лестничные марши, ведущие из зимнего сада к лекторию и выше — к куполу обсерватории

    лестничные марши, ведущие из зимнего сада к лекторию и выше — к куполу обсерватории

    Снаружи Дворец выглядит как хресто­матийное конструктивистское здание, с лестницами, выступающими из его тела полукруглыми башнями (прием, который особенно любили Веснины), панорамными окнами и беседками на плоских крышах. А ­внутренняя отделка относится к другой эпохе. Первоначальные интерьеры Дворца сильно пострадали во время войны. На послевоенных фотографиях мы видим розетки на потолках, карнизы, эффектный классический плафон концертного зала. Всё это было ­уничтожено во время масштабного ремонта 1966–1976 годов. 

    Вид с антресолей на зимний сад.

    Вид с антресолей на зимний сад.

    Скажем осторожно, этот ремонт – не самая блестящая работа архитектора Риммы Алдониной, автора почти всех кинотеатров ЮАО Москвы и прекрасного детского поэта. Хоть она и стремилась вернуть интерьерам Дворца веснинский дух, 1970-е угадываются в них безошибочно. Кое-что из первоначальной отделки, которую Алдонина пыталась восстановить (например, наливные полы), строители попросту отказались делать, сославшись на неумение. Современные интерьеры ДК ­– это роскошные веснинские залы и лестницы, как бы покрытые налетом стильного, но ординарного брежневского модернизма.

  • Зимний сад.
  • Зимний сад.
  • Зимний сад.
  • Теперь ДК ЗИЛ – экспериментальная площадка московского департамента культуры. Он будет образцом для московских ДК так же, как парк Горького стал образцом для парков культуры и отдыха. Среди новых сотрудников музея – несколько большеглазых девушек в узких брюках, сразу переходящих на “ты”. Арендаторы сидят на чемоданах. Притихшие руководители кружков и секций ждут нашествия хипстеров.

    Самая эффектная часть интерьера 1970-х годов — фонтан со странными стеклянными скульптурами в полукруглом зимнем саду, на оси главного вестибюля.

    Самая эффектная часть интерьера 1970-х годов — фонтан со странными стеклянными скульптурами в полукруглом зимнем саду, на оси главного вестибюля.

    Антресоли над зимним садом. За окнами — пейзажный парк с летней эстрадой и полуразрушенным пивным ларьком.

    Антресоли над зимним садом. За окнами — пейзажный парк с летней эстрадой и полуразрушенным пивным ларьком.

    Бюст Ленина на третьем этаже перед входом в лекторий.

    Бюст Ленина на третьем этаже перед входом в лекторий.

  • Зал второго этажа, над вестибюлем.
  • Зал на втором этаже.
  • У зрительного зала интерьер 1972 года. К этому же времени относятся и мраморная отделка стен, и алю­миниевые плафоны. Кресла в 1970-е тоже были синими.
  • Библиотека.
  • Библиотека.
  • Библиотека.
  • Гардероб.
  • Вид из фойе лектория на главный фасад Дворца. Алюминиевые оконные переплеты 1960-х годов акку­ратно повторяют рисунок ­деревянных пере­плетов 1930-х.

    Вид из фойе лектория на главный фасад Дворца. Алюминиевые оконные переплеты 1960-х годов акку­ратно повторяют рисунок ­деревянных пере­плетов 1930-х.

    Текст: Артем Дежурко

    Комментарии