Вилла в стиле ар-нуво

Вилла, ныне носящая вслед за шампанским марки Vranken название Демуазель, была плодом коллективного творчества заказчика, архитектора и декоратора. Денежки и амбициозную идею – построить дом, в котором бы объединились декоративные изыски стиля ар-нуво и все чудеса тогдашнего прогресса, – предоставил Анри Васнье, известный коллекционер и меценат, возглавлявший в начале прошлого века дом шампанских вин Pommery. 

Вилла в стиле ар-нуво

 За архитектуру отвечал его друг Луи Сорель – подружились они на почве обсуждения того, каким должен быть “новый стиль” французского искусства. За интерьеры – еще один член теплой художественной компании, Тони Сельмершен. 

Вилла в стиле ар-нуво

Местом возведения образ­цо­вого дома новой эпохи был выбран участок напротив винодельни спонсора в окрестностях Реймса. Сорель подошел к делу серьезно: построенная им из железобетона вил­ла благополучно перенесла обстре­лы Первой мировой.

Вилла в стиле ар-нуво

Позднее бетонный каркас скрыли под кирпичом и камнем. ­Изначально в здании было семь этажей: два уровня чердаков, подвал, полуподвал и три этажа жилого пространства, всё – соединенное скульптурной деревянной лестницей.

Вилла в стиле ар-нуво

В фасадах виллы можно (если отрешиться от ажурных балконов) углядеть признаки стиля ар-деко: в 1908-м, когда дом строился, им уже “веяло”. Но внутри царил разгул ар-нуво. Бесконечное резное дерево, витой металл, витражи, созданные Огюстом Лабуре. 

Вилла в стиле ар-нуво

 

Росписи с “флора­льными мотивами” в холле – работа Феликса Обера. В плане акцент был сделан на перемежении пространств: по прихоти Сореля огромная Парадная гостиная соседствова­ла со скромными, интимными салонами Падук и Кордовским (ибо он был отделан кожей из Кордовы).

Вилла в стиле ар-нуво

Вилла произвела впечатление на современников: в 1910-м ей даже посвятили статью в журнале Art et Décoration. Потом ее перекупали друг у друга топ-менеджеры дома Pommery. К 1970-м им это, видимо, надоело, и вилла пришла в запустение. 

Вилла в стиле ар-нуво

 

К счастью, лестница в холле попала в список памятников французской культуры, и сносить дом не стали, но и от сквоттеров его ­никто не защищал.

Вилла в стиле ар-нуво

В 2004 году на помощь вилле ринулся... очередной винодел – глава объединенной компании Vranken-Pommery Поль-Франсуа Вранкан. Он влюбился в здание с первого взгляда. “Прекрасная руина ждала мечтателя, который вернул бы ей утраченную славу”, – вспоминает он.

Вилла в стиле ар-нуво

При поддержке своей жены Натали, которая не стала ревновать его к архитектурной возлюбленной, Вранкан собрал команду реставраторов и, пользуясь архивами винного дома, принялся восстанавливать шедевр ар-нуво. 

Вилла в стиле ар-нуво

 

А заодно привносить в него достижения нового времени – так в Парадной гостиной появилась люстра по дизайну Филиппа Старка для Baccarat. “По-моему, вполне логично добавлять в эти интерьеры шедевры нашего времени, – говорит Натали Вранкан. – Первый хозяин, Анри Васнье, стремился к новому и лучшему в искусстве. Мы просто следуем заданному им правилу”.

Вилла в стиле ар-нуво

Комментарии