Парижская квартира декоратора Жака Гарсиа

Декоратор Жак Гарсия купил квартиру в доме на улице Риволи, построенном Персье и Фонтеном, личными архитекторами императора Наполеона. Это и предопределило выбор стиля — конечно, ампир!

Парижская квартира декоратора Жака Гарсиа

Жаку Гарсии доводилось воссоздавать разные стили. Людовик XIV в его собственном замке в Нормандии, “прекрасная эпоха” в парижском отеле Costes, арабская роскошь из сказок “Тысяча и одна ночь” в отеле La Mammounia в Марракеше – в путешествие по времени Гарсию заставляет отправиться место, с которым он работает. Покупка квартиры в доме на улице Риволи с аркадами и видом на сад Тюильри впервые в жизни привела декоратора к стилю ампир.

Парижская квартира декоратора Жака Гарсиа

Дом был построен уже после смерти Наполеона, но его проект разработали Персье и Фонтен, личные архитекторы императора и основоположники стиля. Этот факт Гарсия никак не мог игнорировать. К тому же, по признанию декоратора, ему всегда не давала покоя фраза Пруста, вложенная писателем в уста принцессы де Лом: “Можете себе представить: вся мебель у них в стиле ампир! Я же не говорю, что у всех непременно должны быть красивые вещи, но это не значит, что нужно держать в доме всякую дрянь. Как хотите, но я не знаю ничего более пошлого, более мещанского, чем этот ужасный стиль, чем эти комоды с лебедями, как на ваннах” (“По направлению к Свану”, перевод Н. М. Любимова). Бросив мысленный вызов Прусту и всем противникам стиля, Жак Гарсия взялся доказать, что ампир имел право на существование не только во времена Наполеона, но не потерял его и сейчас.

Парижская квартира декоратора Жака Гарсиа

За сто семьдесят лет квартира пережила немало владельцев и ремонтов, от оригинала сохранился лишь расписной потолок в столовой. Однако представить, как выглядел интерьер во всей его ампирной роскоши, было совсем не сложно. В 1812 году архитекторы Персье и Фонтен выпустили “Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки”, подробнейшую энциклопедию стиля ампир. Вооружившись этим пособием для декораторов эпохи Наполеона, Жак Гарсия принялся за воссоздание исчезнувшего интерьера воображаемого аристократа.

Парижская квартира декоратора Жака Гарсиа

Многое пришлось создавать с нуля: карнизы и колонны, кессонные потолки и роспись-обманку на стенах, позолоченные двери и портьеры из шелкового муслина. Но там, где было возможно, декоратор использовал подлинные вещи и материалы начала XIX века. Для пола в прихожей Гарсия нашел старинную мраморную плитку, для гостиной – мозаичный паркет и камин из зеленого мрамора. Коллекция мебели и предметов интерьера, собранных в квартире, уникальна. Бронзовые люстры Пьер-Филиппа Томира, мягкая мебель Жакоба-Демальте, картины Делакруа и Жироде-Триозона, а также множество вещей и произведений искусства авторов с менее громкими именами. По моде тех лет творения французских мастеров сочетаются с античными, теми, что их вдохновляли. Внушительная коллекция греческой скульптуры и посуды небрежно выставлена в коридоре, “поддельные” статуи эпохи ампира заняли почетные места на колоннах, расставленных по всем комнатам.

Парижская квартира декоратора Жака Гарсиа

Однако музеем эта квартира может показаться только на первый взгляд. Декоратор хоть и имел в виду воображаемого аристократа, но интерьер делал для себя. Кухня оборудована техникой, которая и не снилась современникам Наполеона, в ванной за панно с гризайлью прячется современная гардеробная со стеклянными шкафами, в спальне зеркало нажатием кнопки на пульте превращается в телевизор. Это не говоря о множестве фотографий и произведений современного искусства, прячущихся среди портретов начала XIX века. 

Парижская квартира декоратора Жака Гарсиа

О собственных вкусах и комфорте Гарсия забывать явно не собирался. Да и квартиру он купил не ради ампира, а потому что она находится в одном доме с его агентством. И пройти туда можно буквально через балкон. “Я не ставил перед собой задачи сделать историческую реконструкцию, – признается декоратор. – Я хотел, чтобы дом выглядел так, как если бы в нем сменилось несколько поколений со времен Наполеона и каждое привносило свои вещи и свое искусство – от мебели Жакоба-Демальте до картин Ива Кляйна”. Принцесса де Лом наверняка оценила бы такой подход. 


Текст: Филипп Селье

Комментарии